«Божественность» Алигьери или «блокбастер Средневековья»

Для лучших вод подъемля парус ныне,
Мой гений вновь стремит свою ладью,
Блуждавшую в столь яростной пучине,
И я второе царство воспою,
Где души обретают очищенье
И к вечному восходят бытию.

(Песнь первая, «Чистилище»

Данте Алигьери «Божественная комедия»)

 Данте Алигьери (полное имя Дуранте дельи Алигьери) (1265 — 1321) — итальянский поэт и мыслитель, человек, которого считают одним из основоположников литературного итальянского языка. Политический деятель. Получил всемирную известность благодаря созданной поеме «Божественная комедия». Личность, с одной стороны крайне не простая, но с другой стороны, крайне интересная. Уроженец Флоренции, его творческий путь и его жизнь крайне тесно переплеталась определенную часть его жизни с историей Флоренции, а период интриг, борьбы за власть и смены правительства сыграли немалую роль и в жизни этого великого писателя. После смерти его прах хотели заполучить несколько городов, что превращает всю эту историю в мистический средневековый «блокбастер» Средневековья. Существование нескольких могил великого поэта, таинственные перемещения его праха на протяжении нескольких столетий вызывает огромный интерес и интригу в академической науке. Чем же так интересен Данте Алигьери?

Согласно семейному преданию, предки Данте происходили из римского рода Элизеев, участвовавших в основании Флоренции. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III, был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» впоследствии трансформировалось в «Алигьери».

Необходимо сказать, что в тот период, когда родился Данте (приблизительно конец мая 1265 года) во Флоренции еще не  присутствовало семьи Медичи, но события там разворачивались не менее интригующие. Во Флоренции жили 2 противоборствующие семьи (образовавшиеся в определенное политическое течение) – гвельфов и гибеллинов. Гвельфы выступали за ограничение власти императора Священной Римской империи в Италии и усиление влияния Папы Римского (соответственно, церковную власть). Они получили название от Вельфов, герцогов Баварии и Саксонии – ярых  соперников германской династии Штауфенов, и к ним, по большей части, принадлежало купечество, торговцы и ремесленники. Гибеллины были приверженцами императора, а их название «гибеллины» пошло, согласно одной из версий, от латинизированного названия одного из замков Штауфенов «Гаубелинг». Принято считать, что к гибеллинам по большей части принадлежала феодальная знать.

В определенный момент истории гибеллинов изгоняют из Флоренции. Гвельфы делятся все равно на две части: на «белых» и «черных». Данте, в свою очередь, относится к «белым». Проходит буквально год, и всех «белых» также изгоняют из города вместе с Данте Алигьери, вплоть до того, что Данте Алигьери был приговорен к сожжению на огне. При этом, за какие его «провинности» был издан столь суровый указ – история умалчивает.

Данте уезжает из Флоренции, странствует по всей Италии, говоря «я буду странствовать по всем местам, где есть итальянский язык». Необходимо упомянуть, что именно Данте Алигьери принято считать создателем итальянского языка. Классический итальянский язык начинается с «Божественной комедии» Данте Алигьери (первое написанное на нем произведение). Уже в изгнании Данте решает написать «Божественную комедию» (изначально произведение было названо «Комедия», но позднее получила эпитет «Божественной», который ввел Боккаччо). Безусловно, происходит это не случайно. Есть версия о том, что Данте решил написать эту поэму после того, как ему предлагают вернуться во Флоренцию.

Когда Алигьери стал уже очень известным человеком и был признан одним из самых образованных людей в Европе, флорентийцы о нем «вспомнили», и решили, что такую личность надо возвращать обратно. Но, поскольку, Данте был в статусе «изгнанных белых», возвращение во Флоренцию могло произойти только согласно некой процедуре, когда чуть ли не на коленях в белых рубахах человек должен был пройти через всю Флоренцию как «вернувшийся». Это расценивалось таким образом, как «они сами одумались», а не «их приглашают вернуться». Заметим, что эта «процедура» также упоминалась, с точки зрения истории, и в труде Макиавелли, где ярко описано как «покаявшиеся грешники, возвращающиеся из изгнания,  демонстрируют всему народу, что они пересмотрели свои убеждения, и хотят, готовы служить духу вольности флорентийскому». Предположительно, на этом моменте Данте и решает написать «Божественную комедию», желая рассказать миру о том, кто такие флорентийцы на самом деле.

Согласно версии историков, после долгих скитаний по разным городам Италии, в 1316-1317 годах Данте нашел пристанище в городе Равенне при дворе правителя города Гвидо Новелло да Полента. В Равенне Данте пишет песни «Рая», заключительной части своей «Божественной комедии».

В 1321 году в качестве посла Равенны Данте отправляется в Венецию для улаживания разногласий с могущественным соседом. На обратном пути он заболевает малярией и вскоре умирает. По одной из версий, сначала его тело его было погребено в церкви Сан-Пьетро-Маджоре (позднее она получила имя Сан-Франческо). Но история на этом не заканчивается! Вскоре после этого во Флоренции сообразили, что её покойный житель был величайшим поэтом в Италии, и потребовали от Равенны выдачи праха Данте.

Согласно одной из легенд, в 1519 году по просьбе Микеланджело папа Лев X согласился на перенесение праха Данте во Флоренцию, но когда гроб привезли в город, то он оказался пустым. Позднее выяснилось, что останки поэта были спрятаны монахами францисканцами, не желавшими отдавать прах «своего поэта» Флоренции. По версии историков, монахи находящегося по соседству францисканского монастыря, не желая расставаться с прахом поэта, выкрали урну с его прахом. Они прокопали небольшой туннель под монастырской стеной и погребли урну на территории монастыря. Они же в 1677 году поместили прах Данте в деревянную раку, на которой тогдашний настоятель (приор) францисканского монастыря Антонио Санти повелел вырезать латинскую эпитафию.

В 1780 году папский легат Валенти-Гонзага распорядился убрать пустой саркофаг и фриз, а на старом месте воздвигнуть гробницу, которую возвел архитектор Камилло Мориджа, чей герб помещен над входом (существует по ныне).

Затем, когда Наполеон секуляризировал церковную собственность в 1810 году, францисканцы ушли из монастыря и перепрятали гроб в клуатре монастыря, который и сегодня находится близ гробницы Данте. Рака с прахом Данте была обнаружена там лишь в 1865 году во время монастырского ремонта. Она была опознана по эпитафии Антонио Санти. Останки Данте после этого были перенесены в мавзолей и помещены в саркофаг.

Тем временем, в 1829 году гробница для Данте была построена также и во Флоренции, в базилике Санта-Кроче. С тех самых пор она там и пустует. Там расположен лишь мемориал.

Дальнейшая история разворачивается следующим образом. Во время Второй мировой войны  урна с прахом Данте изымалась, поскольку Равенна подвергалась бомбардировкам. На сегодня прах Данте Адигьери находится на территории базилики Сан-Франческо в городе Равенне.

Важно обратить внимание на то, что все документы, которые на сегодня существуют (и художественного, и документального характера), на которые все полагаются и на которые все ссылаются как на первоисточник, принадлежат так или иначе к правителям – семье Медичи. Во Флоренции их, с одной стороны не мало, а с другой стороны они несколько предвзятые (там исключительно восхваляют этих правителей).

«Божественная комедия» великого Данте была забыта на долгие годы. И сейчас о ней опять вспомнило научное сообщество. Но уже не как о литературном произведении, а как о историческом труде, описывающем историю Флоренции того периода (13-14-й век). К примеру, каждый, кто хоть раз бывал во Флоренции, видел на главной площади огромную скульптуру Данте. Это странно в первую очередь потому, что согласно биографии Данте, его выгнали из Флоренции (о чем упоминалось выше).

Странность заключается еще и в том, что в Базилике Санта-Кроче во Флоренции, где согласно общепринятой информации похоронены многие великие деятели культуры и искусства, к примеру всемирно известный политический деятель, политик и философ Никколо Макиавелли, также есть и гробница Данте Алигьери, в которой, как гласит надпись, он и похоронен. В то же время, в официальных источниках значится совершенно другое расположение гробницы великого поэта – город Равенна! Очень странно, не правда ли?

По сути, вокруг праха Данте Алигьери этой разворачивается целый «остросюжетный блокбастер», сопровождающийся множеством тайн и загадок. Одна из легенд гласит, что правитель города Равенна, Гвидо Новелло да Полента, хотел соорудить для Данте очень пышную гробницу, но в момент реализации этого проекта что-то пошло не так: он потерял власть и не успел завершить свой проект.

Возникает вполне логичный вопрос: зачем кому-то нужен прах Данте Алигьери?  К примеру, кости Макиавелли никому не нужны. Он написал не менее великие произведения, и не одно, но его прах почему-то никому не был нужен. А вот внимание к праху Данте Алигьери просто зашкаливало на протяжении более 600 лет! Чем же он так важен?

Необходимо напомнить, что Макиавелли написал свои самые известные труды уже в 1520-х годах (начало 16 века): «О военном искусстве»(1519—1520); многотомная «История Флоренции» (1520-1525); трактат «Государь» хоть и был написан в 1513 году, но был опубликован уже в 1532 году. Данте же создал большую часть своих произведений еще в в начале 1300-х годов (начало 14-го века). К примеру, создание «Божественной комедии» датируется с 1306 по 1321 год. Таким образом, Данте Алигьери жил на 200 лет раньше, когда и времена были несколько другие.  Он был в свое время (и даже чем-то похож с Макиавелли по роду деятельности) политическим деятелем и оратором. А в 1300-1301 году он был приором Флоренции. И считался одним из самых образованных людей своего времени уже в период, когда он жил уже не во Флоренции.

Какова роль Божественной комедии в понимании ее тайн?

Первая иллюстрация «Божественной комедии» была сделана Сандро Боттичелли. Это карта «Ада». И одно из ключевых фрагментов картины, на которые обращают внимание многие искусствоведы, это то, что Боттичелли изобразил там Флоренцию. При сравнении изображения этой Флоренции с картами Флоренции того времени выясняется, что… она не похожа. Флоренция, изображенная на картах того времени, которые были написаны уже под гербом Медичи, сильно отличается от этой картины, которая была написана до этого периода! Если прочитать все круги «Ада» «Божественной комедии», то можно узнать там всю историю Флоренции, всю сущность этого города.

Обратите внимание, что «Божественная комедия» начинается с трех животных, символизирующих похоть, гордыню и алчность. Об этом же пишет и Макиавелли. В этом заложена вся суть флорентийцев. Вопреки тому, что флорентийцы любят говорить о своем свободолюбии, равноправии и борьбе за самовыражение, выглядит это скорее как определенная ширма, так как испокон веков известно, что лозунги придумываются не просто так. Истинное всегда кроется за лозунгами, поэтому эти три животных, которых упоминает Данте, вероятнее всего весьма символично описывают дух Флоренции.

Важно обратить внимание и на то, что «историю» Флоренции принято изучать по произведению Никколо Макиавелли, который был им написан в период правления семьи Медичи. И этот труд признан обществом как единственный канонически- исторический источник. Но выясняется, что существует другая история Флоренции, написанная задолго до трактата Макиавелли, и предшествует ему за 200 лет. Эта история не предвзята, и там не восхваляется какой-то конкретный род, поскольку в труде Макиавелли явно прослеживается восхваление Медичи. В свою очередь, у Данте всего этого нет. В «Божественной комедии» нет восхваления какой-то одной персоны или рода. Что более ценно, Данте описывает всю суть Флоренции, ее историю и того, что происходило там на тот период времени, и тех, кто находился там на тот период времени (вплоть до конкретных личностей, описанных в поэме).

Впереди безусловно ожидается огромное научное исследование, посвященное поискам этих ключей, заложенных Данте в «Божественной комедии» и настоящей истории Флоренции. Продолжение следует…

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *