Джованни Лоренцо Бернини.Тот,в чьих руках и мрамор был подобен пластилину

Джованни Лоренцо Бернини

Тот, в чьих руках и мрамор был подобен пластилину

«Чем Шекспир является для драматургии, тем Бернини стал для мира скульптуры: первый пан-европейский скульптор, чьё имя мгновенно отождествляется с определённой манерой и видением, и чьё влияние было непомерно сильно…», – отрывок из «Журнал скульптур», автор Katherine Eustace. Многие искусствоведы считают, что после Бернини не было скульпторов, сколь либо превзошедших его мастерство.

Именно так говорили о Джованни Лоренцо Бернини – великом итальянском преемнике Микеланджело, который по праву признан самым видным архитектором и ведущим скульптором своего времени и считается создателем стиля барокко в скульптуре. А искусствовед Говард Хиббард и вовсе сделал заключение, что в XVII веке «не было скульптора или архитектора сравнимого с Бернини».

Именно этой личности был посвящён аудио подкаст, опубликованный на странице Экспедиционного корпуса. Однако, кесарю – кесарево, подкаст-подкастом, мы же предлагаем для начала вкратце ознакомиться с биографией скульптора и провести сравнительный анализ его жизни с Технологией 52.

 

Прежде чем приступить к деталям, напомним, что ранее мы уже рассматривали таким образом, словно сквозь призму особенной технологии «обмана», жизнь и деятельность известные личности как-то: Леонардо да Винчи, Микеланджело. Результаты сравнения были достаточно необычными, на первый взгляд, и в то же время толкающие к размышлениям над композицией «эффективного образа жизни» и, конечно, тому, почему одним личностям в истории успех сопутствует, а другим – нет.

Бернини родился в 1598 году в Неаполе, однако, считается, что родом он из Флоренции. Он был шестым ребёнком из тринадцати (раньше семьи бывали и такими…). В возрасте восьми лет Джованни сопровождал отца в Рим, где Бернини-младший участвовал в нескольких крупных проектах, проявляя себя как скульптор. Именно там на талантливого мальчика обратили внимание художник Аннибале Карраччи, а затем и вовсе папа Павел V. Так,  вскоре  Джованни Лоренцо Бернини обрёл покровителя —племянника кардинала Шипионе Боргезе. Поэтому первые работы Бернини были вдохновлены классической скульптурой Древней Греции и Рима. Так началась творческая деятельность юного скульптора.
Окончательно репутация Бернини утвердилась после четырёх шедевров, созданных в период 1619—1625 гг. и ныне демонстрируемых в Галерее Боргезе в Риме. Искусствовед Рудольф Виттковер отметил, что эти четыре работы — «Эней, Анхиз и Асканий» (1619), «Похищение Прозерпины» (1621—1622), «Аполлон и Дафна» (1622—1625) и «Давид» (1623—1624) — «открыли новую эру в истории европейской культуры». Соединив классическое великолепие скульптур Ренессанса и динамичную энергию периода маньеризма, Бернини создал новую концепцию для религиозных и исторических скульптур, наполненных драматическим реализмом, волнующими эмоциями и с динамичной сценической композицией. Ранние скульптурные группы и портреты Бернини являют собой манифест «власти человеческого тела в движении и технического совершенства, с которым могут соперничать лишь величайшие мастера античности».

Бернини очень деликатно и тщательно подходил к своему творчеству. Для каждой скульптуры он заранее продумывал город, место установки, и особенно, то как будет скульптура освещаться естественным и искусственным источником света. Так он стремился усилить эффект богослужений или повысить драматизм скульптурного повествования.

«Если вы посмотрите на его скульптуры, вам покажется что это не камень. Если вы захотите прикоснуться к нему, вам покажется что он теплый, в нем есть жизнь, а внутри течет кровь», – рассказал в подкасте художник, фотограф, член Экспедиционного корпуса Алексей Самсонов.

Во всех делах и творениях Бернини историки отмечают необычайный подход к делу: все к чему он не прикасался буквально оживало на глазах людей, особенно это отчетливо видно и сегодня на мраморных скульптурах. Еще много работ Джованни Лоренцо можно перечислить, но читатель при желании может ознакомиться самостоятельно. Бернини был также замечательным архитектором и изобретателем, драматургом и актером.

Как видите, обычный итальянский мальчик, выросший в большой и достаточно небогатой семье, смог завоевать признание всего мира своими заслугами. Как понимаете, такая универсальность, скорость обучения и талант не появляются «из ниоткуда». Ссылаться только на генетические родовые склонности – это недостаточное пояснение, не говоря уже о позиции академической науки.

Давайте поговорим о самом времени, в котором жил скульптор. Многие историки, ученые, философы считают период Ренессанса некоей интеллектуальной попыткой «обмана Бога и природы человека». «Следы» этой эпохи были найдены на родине Бернини, в Тоскане, и описаны научной экспедиционной группой под руководством ученого, доктора философии и академика Украинской академии наук Мальцева Олега Викторовича и профессора социологии, академика УАН Лепского Максима Анатольевича, и другими членами группы.

Приведем пример, в том числе, для тех читателей, в жизни которых термин «технологии» встречается нечасто. Бернини создавал чудесные скульптуры, используя некие технологии. Сегодня современные скульпторы не могут с полной уверенностью сказать какие именно это были технологии. Как Бернини «обманул» мрамор?… Как ему удавалось строить так, что его сооружения стоят уже 6-й век и не разрушаются? Такую же аналогию можно провести с жизнью автора и повлиявшей на неё технологией 52. По мнению ученых, эта технология сыграла немалую роль в жизни мастера, что напрямую отражается в его работах и непринужденно обманывает разум и глаз человека.

Так, были проведены исследования о влиянии технологического подхода (с точки зрения технологии «обмана») на развитие городов Тосканы. Были исследованы храмы, дворцы, скульптуры и иные творения, а также само географическое расположение городов и их содержимого. Были исследованы музеи, библиотеки на предмет нахождения достоверных источников, отображающих подлинную историю Флоренцию. По факту, в данный момент нам известна лишь малая часть предварительных выводов. Однако, дрога начинается с первого шага!  Мы планируем держать наших чтителей в курсе происходящих событий, в том числе, планируем также организовать ряд интервью, для того чтобы больше ознакомить читателя с результатами исследований. Что нас ожидает? Как минимум, развенчание исторических мифов о том, чего не было, и фокусирование внимания на том, что было упущено из виду ранее.

На том, что соответствует действительности, что генерирует эффективность и позволяет завтрашний день сделать лучше.

Ведь тех, кто не учит уроков истории, тех она оставляет за своим бортом.

Добавить комментарий