История попыток создания музея «Шишкинская шаманка» для сохранения шишкинских писаниц

Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.

Аристотель

Шишкинские писаницы — археологический памятник, состоящий из наскальных рисунков, выполненных несколько тысяч лет назад. Памятник с древними изображениями расположен вдоль берега реки Лена, вблизи поселка Качуг Иркутской области. На скалах изображены различные животные, военные походы,  рисунок лодки, наполненной людьми и многое другое. Несколько лет Петроглифы находятся под угрозой уничтожения, в том числе, по причине вандальной деятельности человека.

Шишкинские писаницы

Во времена двадцатого века современным школьникам и студентам была знакома интереснейшая книга «Шишкинские писаницы», созданная известным археологом и историком Алексеем Павловичем Окладниковым, которая вышла в Иркутском книжном издательстве в 1959 году. Многие ее перечитывают несколько раз, потому что в ней сделана попытка расшифровать древние изображения — петроглифы, оставленные людьми в разные исторические эпохи.

Автор на последних страницах книги отмечает, что» вернувшись в знаменательное место спустя двух лет, скалы на всем протяжении были разбиты, взорваны и уничтожены вместе с находившимися на них древними рисунками. Чтобы избежать дальнейшей гибели Шишкинских писаниц, необходима охрана памятника и его защита государством «.

Следует сказать, что идея музея была высказана А.П.Окладниковым еще в 1948 году, за несколько лет до начала уничтожений многих знаменательных рисунков.  Именно тогда памятник под названием «Шишкинская шаманка» поставили на государственный учет. Затем, с мая 1949 года между несколькими людьми, занимавшими определенные посты в руководящих органах Иркутска и Москвы, завязалась переписка, длившаяся полтора года.  Начальная стадия работы с проблематикой создания государственного заповедника на ближайшей территории поселка Качуг в Иркутской области, послужило возникновению нескольких писем. Так, первая  Подборка материалов открывает письмо заведующего областным отделом культурно-просветительской работы С.Г.Нарышкина, направленное на имя М.Романова — исполняющего обязанности начальника управления охраны памятников Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при Совете Министров  РСФСР. В послании речь идет об отправке в Москву списка археологических памятников Иркутской области и выделении среди них писаницы, находящейся в местности «Шишкинская Шаманка», которую необходимо «выделить» в археологический заповедник.

Шишкинские писаницы

Кроме этого, С.Г.Нарышкин в документах отмечает, что скалы следует огородить вдоль правого берега р. Лены на протяжении до 2,5 км, начиная в 100-120 метрах выше мельницы у села Шишкино и кончая против деревни Шишкино.  В начале июня 1949 года С.Г. Нарышкин наконец получил ответ из Комитета по делам культурно-просветительских учреждений, в которых отмечается, что для того, чтобы рассмотреть вопрос об объявлении археологическим заповедником писаницы «Шишкинская шаманка», необходимо предоставить следующие материалы: подробное описание памятника, схематическую карту местности, фотоснимки рисунков и надписей, библиографию памятника, проект положения об охране заповедника. Уже в ближайшее время новые документы с демонстрацией доказательств были вновь отправлены С.Г.Нарышкиным в Москву.

Входе проделанной работы, отправив в Москву всю необходимую информацию для разрешения проблемы, 26 октября 1949 года Исполнительный комитет Иркутского областного совета депутатов трудящихся принял решение «Об итогах паспортизации исторических и археологических памятников», в которых утверждалось, в том числе, о одобрении предложенного штата сотрудников для Верхоленского археологического заповедника «Шишкинская шаманка» и ходатайстве в Государственную комиссию при Совете Министров СССР об утверждении штатов; обязательно издании в 1950 году брошюры об археологических памятниках Иркутской области; о необходимости обращения в Комитет по делам культурно — просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР с просьбой предусмотреть в плане строительство необходимых помещений для заповедника.

После столь счастливого события, как показалось на первый взгляд, 29 октября 1949 года председатель облисполкома И.Никольский отправил очередное письмо в Москву, в котором сообщалось, что «Исполком областного Совета депутатов трудящихся 26 октября 1949 года принял решение «Об итогах паспортизации исторических и археологических памятников» и в связи с этим просит: войти с  ходатайством в Государственную штатную комиссию при Совете Министров СССР об утверждении штатов археологического заповедника «Шишкинская шаманка» и предусмотреть в плане на 1950 год строительство необходимых помещений для заповедника, согласно предоставленных областным отделом культурно-просветительской работы соображений»

Только в конце ноября 1949 года из Москвы пришло письмо, из которого следовало, что строительная смета согласована в сумме 295338 руб. К концу этого же года, 31 Декабря 1949 года в Иркутске был составлен договор между Иркутским областным отделом культпросветработы и областной архитектурно — проектной мастерской о выполнении технического проекта и рабочих чертежей проектируемого Верхнеленского археологического заповедника. Документы подписаны Ф.К.Даниловой и В.И.Шастиным

Следующее письмо из Москвы пришло только 2 марта 1950 года и было адресовано И.М.Никольскому — председателю облисполкома, в которых говорилось, что строительство помещения для памятника-писаницы «Шишкинская шаманка» в план строительства на 1950 год теперь не выключен, по причине того, что это строительство связано с объявлением памятника-писаницы заповедником.  Вопрос об объявлении памятника заповедником рассматривается в настоящее время научно-методическим советом по охране памятников культуры при Президиуме Академии Наук СССР»

Спустя полгода, Ф.К. Данилова 16 сентября 1950 года отправила в столицу на имя Н.Г.Черепанова — начальнику управления охраны памятников, письмо с просьбой «сообщить, кем обсуждается в настоящее время этот вопросы и каковы перспективы на успех его решения» Ответ был получен почти через месяц, в котором говорилось, что вопрос об объявлении заповедником Верхнеленского археологического памятника в местности «Шишкинская шаманка» будет поставлен перед Советом Министров СССР только после утверждения Правительством государственного списка археологических памятников»

Так, по прошествии многих безрезультативных попыток, спустя 20 лет, уже после смерти А.П.Окладникова, в связи с вновь поднятой проблемой музеефикации Шишкинских писаниц и определения антропогенного воздействия на памятник, Иркутский госуниверситет и Иркутское областное управление культуры возобновили систематическое обследование петроглифов. Сначала, в 1983 году скальные обнажения Шишкинской писаницы были осмотрены студентами археолого- этнографической практики ИГУ под руководством М.Г.Турова. Плоскость с рисунками очищались губками от пыли при помощи речной воды. В середине 1980 годов, после создания Производственной группы по охране и эксплуатации памятников истории и культуры при Иркутском облисполкоме, принимается решение о передаче в ее ведение проведение подготовительных работ, связанных с музеефикацией Шишкинской писаницы.

Так, авторские наблюдения за жизнью знаменитого археологического объекта начались с 1987 года. В этом году Центром по сохранению историко-культурного наследия была создана единственная в России комплексная экспедиция, направленная на изучение всех сторон жизни знаменитых Шишкинских скал. Цель выполняемых научных исследований заключалась в разработке рекомендаций по сохранению фактических материалов, которые обязательно должны быть учтены при создании музея- заповедника.

По результатам экспедиции, был только создан охранный знак с двумя железными табличками «Шишкинские писаницы», поставленные на расстоянии 2 км друг от друга, а на одной из скальных плоскостей правого крыла писаницы, была выведена примечательная надпись, из которой следовало, что памятник охраняется государством. А вокруг пестрили самые разнообразные автографы

Результаты охранной деятельности государства по устранению вандализма 

В целях разработки программы по подготовке к музеефикации Шишкинской писаницы ЦСН и Управление культуры Иркутского облисполкома в 1987 году заключили договор с  Всесоюзным научно-исследовательским институтом имени И.Э.Грабаря о детальном обследовании технического состояния памятника. В задачи обследований входило определение степени сохранности и возможности реставрации объекта. Предварительно, исходя из того факта, что реставрация подобных памятников в СССР ранее не проводилась, руководство ВНИИР для обсуждения разработанных проектов и технологий обратилась в Рабочую Группу Социалистических стран по реставрации памятников истории, культуры и музейных ценностей.

По результатам договора, в отдельных плоскостях скал, выделенных авторским коллективом, были опробованы различные консервационные составы для приостановки поверхностного разрушения камня, доделочные массы для ликвидации различных дефектов, исследовались вопросы биоповреждений скальной поверхности. Так, в течение десяти лет было проведено повторное копирование объекта, отработана методика фотографирования петроглифов. Выработаны основные правила реставрации и решены ее главные задачи: произведено торможение поверхностного развития трещин и отслойки корок, а также приостановлен рост лишайников благодаря созданию гидрофобного эффекта на плоскостях. Эпизодически осуществляется геологическое обследование. В устье Мельничной пади построен базовый домик для размещения службы охраны. Вдоль автотрассы у подножия памятника установлены дорожные знаки, ограничивающие скорость движения машин до 30 км/час. Покрыт асфальтом участок автотрассы, находящийся под памятником. Установлены щиты, запрещающие подъем к рисункам.

Остальные пункты предложенной программы следовало реализовать после организации музея, однако, музея — заповедника до сих пор нет. Последнее обращение к мэру Иркутска и губернатору Иркутской области было составлено участниками международной конференции по первобытному искусству. В нем прозвучали все те же требования, что и 50 лет назад: «Определить границы заповедной зоны, перенести участок автотрассы за пределы памятника, создать музей»  

Ни смотря на то, что были установлены щиты, запрещающие подъем к рисункам и авторской раскраски изображений, с каждым днем составлялись и передавались в судебные органы заявления на физических лиц, застигнутых в момент нанесения надписей на плоскости:

«Чем больше мы просили, требовали, призывали население не подниматься к рисункам и не оставлять на плоскостях свидетельств о своем пребывании, тем больше возникало надписей.»

Автор: Лариса Мельникова. Источник: Научно-популярный иллюстрированный журнал Иркутская Земля. Выпуск №2, 2005 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *