«Лучший человеческий характер, равно как лучший китайский фарфор, может иметь недостаток, и я полагаю, что в обоих случаях он неисправим, что, однако, не мешает им быть высшего достоинства»
Генри Филдинг
Фарфор издавна славится своими высокими изобразительными возможностями. Он позволяет художнику через форму, фактуру, цвет выразить свое отношение к миру, воплотить свое представление о красоте.
Фарфор, как известно, придумали китайцы и многие сотни лет стойко хранили секрет производства этого удивительного материала — белого, полупрозрачного, звенящего. Впервые фарфор стали изготовлять в Китае в I тысячелетии нашей эры. Китайские мастера достигли в этом высокого совершенства. Отдельные образцы этих изделий попали в Европу в конце XIII века, однако способ изготовления фарфора в течение многих веков оставался для европейцев «китайским секретом», что придавало фарфору таинственность и повышало его ценность.
Европейские алхимики с таким же рвением стремились найти способы изготовления фарфора, как и золота. Первому разгадать китайский секрет удалось в 1709 г. немецкому учёному – алхимику Иоганну Бетгеру (прим.: ему также присуща заслуга как первого европейского естествоиспытателя, получивший белый фарфор). В 1710 году в Германии в городе Мейсене он основал первый в Европе фарфоровый завод, а в 1717 году в Вене начал работать второй в Европе завод.

Так появился саксонский фарфор, рецепт которого немедленно стал государственной тайной. Как в Китае, так и на западе производство фарфора сохранялось в тайне, разглашение которой каралось как государственное преступление. Мастера фарфора давали клятву, что даже под страхом смерти никому ее не выдадут.

В Россию фарфор попал из Китая еще до начала его производства в Европе. В России бытовало два названия – «фарфор» и «порцелин». Второе и сейчас существует почти во всех европейских языках. Попытки организовать производство фарфора (порцелина) в России начались еще при Петре I. Однако намерения наладить его в России руками иностранцев окончились неудачей. Приобрести драгоценный секрет изготовления фарфора ни в Европе, ни в Китае также не удалось.
Открыл секрет производства фарфора современник и друг М.В.Ломоносова замечательный русский ученый Д.И.Виноградов.

Он родился через 11 лет после открытия секрета фарфора, в старинном городе Суздале. Отец, протопоп Иван Виноградов, слыл известным и уважаемым в городе человеком. Он мечтал о том, чтобы Митя тоже стал священником. Мальчик хорошо учился в школе, потому вскоре отец задумал отвезти его в Москву, в знаменитую славяно-греко-латинскую академию.
За один год способный ученик проходил несколько классов, а еще он привязался к самому великовозрастному ученику академии — Михаиле Ломоносову. В 1736 г. способные студенты Дмитрий Виноградов и Михаил Ломоносов по императорскому указу и представлению Петербургской академии наук были посланы в «немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства». Обучались друзья в Саксонии в Марбургском университете, где находились тогда «славнейшие во всем немецком государстве плавильные заводы» и работали искуснейшие учителя и мастера этого дела. Позднее Виноградов писал, что в Китае и Саксонии дело порцелина содержат весьма тайно.
Дмитрий Иванович Виноградов пробыл за границей до 1744 г., и, получив звание бергмейстера, вернулся в Россию. Там он сразу попал на только что основанную Невскую порцелиновую мануфактуру, где около 10 лет был Управителем и работал над поисками состава фарфоровой массы, глазури, красок.
Фарфоровый завод находился в восьми верстах от Петербурга. Бревенчатый одноэтажный дом, в одной половине — жилье для управителя, в другой — мастерские. А обжиг в печи проводили в построенном рядом амбаре. Трудились здесь почти тридцать рабочих да несколько живописцев, расписывающих фарфор. заведовал мануфактурой барон Черкасов — кабинет-секретарь и важная персона. Молодому управляющему Дмитрию Виноградову предстояло на основе физических и химических знаний о порцелине разработать состав фарфоровой массы и технологические приемы и способы изготовления настоящего фарфора; составить рецепты глазури и керамических красок разных цветов для живописи по фарфору. Какая глина нужна? Какие добавки? Как обжигать и при какой температуре? Мастер опробовал множество рецептов. Одних глин перебрал с добрый десяток: и подмосковные, и новгородские, и сибирские, и уральские.

Кроме того, Виноградов отрабатывал технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, испытывал различные сорта топлива для обжига фарфора, проектировал и строил печи, горны. Можно сказать, что весь процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому, да еще и готовить себе помощников и преемников. А между тем 30 января 1746 г. он уже начал испытания первого, экспериментального состава фарфоровой массы.
Вскоре Виноградов изобрел свой рецепт глазури, потом взялся за состав ярких и огнеупорных красок. В журнале записано около 40 веществ для получения различных негорючих красок: золотой и золотистой, пурпуровой и светло-красной, голубой и «самой черной». Свои рецепты мастер старался зашифровать, применяя итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Дело в том, что Черкасов требовал засекречивать работу насколько это возможно.

Так в тяжелых трудах прошло почти пять лет. И вот, наконец, получен русский фарфор! Ничем не хуже китайского и саксонского. С 1747 г. Дмитрий Иванович приступил к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, имеющимся в музеях и носящим марку и дату изготовления. А в 1752 г. первый этап работ по созданию русского фарфора и организации технологического процесса производства завершился.
Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 г. в «Санкт-Петербургских ведомостях» появилось объявление о приеме заказов от частных лиц на фарфоровые «пакетовые табакерки».
В первые годы на Невской порцелиновой мануфактуре делали мелкие вещи, в основном табакерки для императрицы Елизаветы Петровны, которые она в свою очередь дарила приближенным и отправляла в качестве дипломатических подарков. С 1756 г., когда Виноградову удалось построить большой горн, стали изготавливать более крупные предметы. К этому времени относится и создание первого сервиза «Собственный», принадлежавшего лично императрице, появление в продаже фарфоровых «кукол» — фигурок людей и животных. В те времена фарфоровую посуду держали в доме для престижа, хранили в специальных кладовых наряду с другими драгоценными вещами, и лишь спустя десятилетия фарфором начали сервировать столы.
Силы и здоровье покидали Виноградова. Уже в 32 года он выглядел седым стариком, так согнули его непосильный труд и болезни. Самым важным для себя он считал завершение книги. Гусиным пером в большой тетради он записывал все, что узнал о фарфоре. Труд свой Виноградов назвал «Обстоятельное описание чистого порцелина». А ниже добавил: «Точное наставление порцелинового дела».
Эта книга стала первой в мире научной работой о свойствах фарфора, «о каменьях и землях», из которых «чистый порцелин» приготавливается, о «красках и малевании», об устройстве обжигательных печей и горнов.
Он закончил книгу и теперь был спокоен за русский фарфор. Дело не остановится. Летом 1758 г. он совсем занедужил, слег. Мучил его сильный жар, не хватало воздуха, болело в груди. Приехал из Петербурга лекарь, осмотрел, но определить болезнь не смог. А утром Дмитрия Ивановича не стало. Похоронили его на деревенском кладбище близ порцелиновой мануфактуры, которой он отдал все свои силы, свой талант и свою жизнь.
Императорский фарфоровый завод достиг больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него. Мастера завода изготовляли не только великолепные сервизы, предназначенные для царской семьи и вельмож, всевозможные предметы для интерьера — туалетные коробочки, подсвечники, часы, шахматы, табакерки, но и замечательные произведения мелкой пластики.Художники-фарфористы создавали реалистические образы своих современников в скульптуре — ремесленников, крестьян, торговцев.
В нынешнюю эпоху на месте порцелиновой мануфактуры с ее темными амбарами и бараками стоят корпуса прославленного Ломоносовского фарфорового завода (с 1925 года — Ленинградский фарфоровый завод им. В.М.Ломоносова). На мраморной доске надпись: «здесь жил и работал создатель русского фарфора, основатель фарфорового производства в России Дмитрий Виноградов. 1720- 1758».
Дело Виноградова нашло в России своих продолжателей. К концу XVIII века в России насчитывалось уже несколько частных фарфоровых фабрик, а в начале XIX века их было уже более тридцати.

Наиболее известными, лидирующими частными заводами был завод, основанный английским купцом Францем Гарднером в 1766 году в селе Вербилки Московской губернии (ныне Дмитровский фарфоровый завод), а также завод Кузнецовых, основанный в 1832 году в Дулеве (ныне Дулевский фарфоровый завод). Эти предприятия создали свои яркие, самобытные школы, имеющие свой стиль, манеру, почерк. Они обладают высокой культурой и богатейшими традициями в области формообразования и росписи изделий.
С самого начала своей деятельности по сегодняшнее время они изготавливали из фарфора не только посуду, предметы быта и интерьера, но и произведения мелкой пластики. Под этим названием обозначают обычно скульптурные изображения небольших размеров, предназначенные в основном для жилых помещений. Иначе ее называют декоративной скульптурой малых форм, малой скульптурой. Это фарфоровые фигурки, изображающие людей, бытовые сценки, животных, птиц.
Мелкая пластика интересна тем, что она развивается в двух направлениях. Подобно «большой» скульптуре каждое произведение здесь уникально. В то же время, как произведения декоративно-прикладного искусства они тиражируются в большом количестве. Декоративная скульптура малых форм является не только самостоятельным произведением искусства, в жилище она становится элементом интерьера. Она обязательно требует близкого восприятия, ее можно переставлять, брать в руки, рассматривать, поворачивая во все стороны. Фигурка должна выдерживать все меняющиеся условия ее восприятия, должна сохранять свою выразительность. Распространенность мелкой пластики делает ее особенно чувствительной к изменению вкусов, эстетических воззрений широкой публики. В ней находят своеобразное преломление интересы и взгляды не только отдельных слоев общества, но в отдельные периоды — всего народа в целом.
«Фарфорвым народцем» любила называть московский скульптор-фарфорист Аста Давыдовна Бржезицкая те свои создания, которым отдала свой незаурядный талант. Произведения Бржезицкой образуют яркий и самобытный мир с особым духовным потенциалом, с собственной атмосферой изысканного и блестящего театрализованного представления.
Певучие ясные линии, светоносная белизна фарфора, порхание мазков нежнейших красок и аккорды кобальтовых золотых вкраплений — таково искусство праздничное, элегантное, остроумное и одновременно — трогательно незащищенное в своей эмоциональной чистоте, в доверительной обращенности к зрителю.
С детства, в своем доме, позже — в мастерской скульптора-портретиста И.А.Менделевича были приобретены навыки в лепке. Любовь же к театру вызывала желание строить свои мизансцены, подчинять персонажи своей фантазии, выразить свою идею через антураж, детали-приспособления, как говорят в театре. Так был сделан выбор — скульптура малых форм. Способности художника нашли свое полное выражение в возможностях этого вида искусства. Оригинальной выдумкой, феерической изобразительностью, острыми сюжетными ходами наполнены разноплановые композиции произведений Бржезицкой.
Аста Давыдовна окончила Московский художественный институт (ныне — им. В.И.Сурикова) в 1944 году. Студенческую практику она проходила на Дулевском фарфоровом заводе. здесь началась для нее «жизнь в фарфоре», началась без всяких сомнений в правильности выбранного пути. С 1945 года Аста Давыдовна Бржезицкая — штатный художник этого завода, а в 1946 году принята в Союз художников СССР. Она постоянный участник всесоюзных, московских и зарубежных выставок.
*Иллюстрации из методички «История русского фарфора. Классический период»