«Маленький колодец»: под холмом в Ираке открыт новый город

Второй сезон совместная российско-иракская экспедиция работает на городище Телль Дехайла в Болотной зоне современного Южного Ирака — древней Южной Месопотамии. Этот регион когда-то действительно напоминал болота — известные нам ещё из курса истории пятого класса реки Евфрат и Тигр, разливаясь, постоянно меняют местный ландшафт. Рукава этих рек, лагуны по берегам, озёра, болота — всё здесь течёт и изменяется, тысячелетиями оказывая серьёзное влияние на жизнь людей. 

Российско-Иракская комплексная экспедиция, городище Телль Дехайла. Траншея No 1 и при- мыкающий к ней шурф No 2. Археолог Максим Меньшиков записывает информацию в полевой дневник, сидя на бровке раскопа. Под ногами у него — широкая стена теменоса

Арабским словом телль в археологии Ближнего Востока называются холмы, которые с течением времени образовались на разрушенном поселении, состоявшем из глинобитных построек. Дехайла в переводе означает «маленький колодец». В этом сезоне археологи раскопали в централь ной части города фрагмент стены. По предположению иракского исследователя Абдуламира Хамдани, она может быть ограждением священного участка — теменоса. Мощная стена в четыре метра шириной была заглублена на метр в землю и на метр возвышалась над ней. Традиционно для Двуречья она сложена из сырцовых кирпичей.

Археологи Акрам Мохсен и Фадл Джасеб работают на уровне материка в шурфе No 2. Слева — стена теменоса, хорошо виден выдающийся цоколь стены.

В другой части древнего поселения, возле старого русла реки Евфрат, с помощью шурфовки археологи определили толщину культурного слоя. Его мощность составила около двух метров. Кроме того, было замечено, что до начала строительства грунт здесь досыпали, чтобы защитить территорию от регулярных наводнений. В этом районе города мог располагаться порт, который принимал как речные, так и морские суда. Подобный порт известен в Уре — одном из древнейших городов мира, расположенном в 30 км от Телля Дехайла. С водой южномесопотамские города встречались не только в портовой зоне — их буквально пронизывали каналы. Сеть таких каналов видна на аэрофотоснимке Телля Дехайла. В «портовом» районе города было открыто основание большого — 31×27 м — здания. В трёх его стенах имелись широкие проёмы — по 2,5 м. Четвёртая, глухая, стена была обращена к реке. Рядом со зданием, возможно, располагались мастерские. На это предположение специалистов натолкнули находки кусков шлака и частично обработанных каменных блоков. Кирпич-сырец многие народы во все времена делали практически одинаково: бόльшая часть глины, меньшая — песка и какие-то добавки (например, реза- ная солома или даже мох, в зависимости от региона). Такой строительный материал в изготовлении проще и дешевле, чем обожжённый кирпич, хотя и гораздо менее устойчив к осадкам. Но бывает, что древние сырцовые стены сохраняются на полную высоту, иногда даже удаётся раскопать сырцовые своды. 

Керамические «улики»

Как на любом древнем городище, на Телле Дехайла нашли множество черепков керамических изделий разных периодов. Такие находки кажутся неспециалисту незначительными — подумаешь, черепок глиняного сосуда. Однако археолог за обычным черепком видит эпоху, потому что при сохранении общей традиции изготовления сосудов их формы, части, орнаменты меняются с течением времени. В появлении таких изменений есть свои закономерности, и существуют специальные своды (типологии), где керамические изделия классифицируются по существенным признакам, свойственным разным периодам истории. Поэтому керамические находки могут помочь в датировании слоя. 

При исследовании Телля Дехайла фрагменты керамики позволили приоткрыть завесу тайны над именем города. Конечно, это пока лишь предположение, но, возможно, дальнейшие раскопки помогут его подтвер- дить или опровергнуть. Гипотеза появилась благодаря находке черепков с другого телля — Хайбер, который находится в 17 км от Телля Дехайла. В 2013—2017 годах раскопки Телля Хайбер вели британские археологи. Под теллем три с половиной тысячелетия скрывалось хорошо укреплённое административное здание, где чиновники несли непрерывную вахту приёма зерна у населения и вели хозяйственные записи, как и положено, клинописью на глиняных табличках. Часть архива сохранилась. Из полутора сотен найденных табличек только две были датированы — удалось про- честь имя одного из царей Приморья*. 

Рабочий экспедиции держит фигурку верблюда из глины

Из Царского списка (так в современной шумерологии называют хронологию правления городских династий Шумера и Аккада) известна целая династия царей Страны Моря, которая правила в XVIII—XV веках до н. э. В од- ном из исторических слоёв Телля Хайбер археологи нашли официальные документы с именем одного из царей Приморской династии, а также фрагменты характерной керамики. Таблички, таким образом, подтвердили существование царя по имени Айядарагалама, а керамика получила датировку периодом его правления — около 1500 года до н. э. Это значит, что слой с такой же керамикой на другом городище будет датирован тем же временем. 

И вот на Телле Дехайла обнаружены образцы «хайберовской» керамики.

Можно ли связать «Маленький колодец» с Приморьем? Абдуламир Хамдани полагает это вполне возможным. Более того, нашлись и фрагменты керамики, похожие на ту, что изготавливали в Дильмуне (Бахрейне) столетиями позже предполагаемой даты гибели города под Дехайлой. Из письменных источников известно, что Приморье имело торговые контакты с Дильмуном и даже «позаимствовало» для своего пантеона дильмунского бога Анзака. Таким образом, «Маленький колодец» мог быть крупным городом Приморского царства. Правда, керамики пока не так много, чтобы подтвердить насыщенную городскую жизнь. 

Но черепками находки не ограничились. В слоях поверх тех, что относились к старовавилонской эпохе, археологи нашли наконечники стрел раннего железного века и следы таннуров — глиняных земляных печей. Получается, что жизнь в городе продолжалась и после захвата Южного Двуречья касситами в XV веке до н. э.**, и много позднее. Хотя, возможно, что это был уже не город, а небольшие поселения поверх «былого величия». 


* Приморье, Приморская стра- на, или Страна Моря — так пере- водятся аккадское и шумерское словосочетания, которыми в клинописных документах обозначали государство в Болотной зоне Южного Двуречья. 

** Касситы — группа древ- них племён Северного Ирана. Во втором тысячелетии до н. э. касситы проникли через горы Загроса в Месопотамию и в XVI веке до н. э. захватили Вавилон, основав Касситскую династию.


Самыми необычными находками оказались две глиняные статуэтки верблюдов. Принято считать, что Ме- сопотамия познакомилась с верблюдами не ранее начала I тысячелетия до н. э. Но основной поверхностный материал Дехайлы, среди которого найдены фигурки верблюдов, — на полтысячи лет старше. В чём тут дело — пока неясно. 

Археологический лагерь на Телле Дехайла. Тростниковые домики Российско-Иракской ком- плексной экспедиции

Так что за город спрятан под Теллем Дехайла?

Работы двух сезонов помогли археологам уточнить датировку и этапы существования древнего поселения под Теллем Дехайла. В первой половине II тысячелетия до н. э., в так называемый старовавилонский период, это был крупный город, который можно сравнить по размерам с Уром на Евфрате или Машкан-Шапиром выше по реке Тигр. Расцвет города под Дехайлой приходится на XIX—XVIII столетия до н. э. 

Во второй половине XVIII века до н. э. Южное Двуречье охватывает восстание против Вавилона и его царя Самсуилуны, сына знаменитого законодателя Хаммурапи. Три года потребовалось Самсуилуне для жестокого подавления мятежа. Некоторые города Болотной зоны (Ур, Урук, Ларсу и другие) были разгромлены так, что они практически обезлюдели. 

Вавилон потерял власть над этим регионом, и он на последующие два с лишним столетия вошёл в состав Приморского царства. В месопотамской истории наступил «конец шумерского мира», так называемые тёмные века, о которых учё- ные до недавних пор почти ничего знали. 

Абдуламир Хамдани выдвинул гипотезу, что население Ура после его разгрома Самсуилуной ушло в уже существовавший город Страны Моря за 30 км от своей родины. А возможно, людям пришлось отстроить его заново под властью нового правителя Болотной зоны — царя Приморья Илума-Илу. И тогда под Теллем Дехайла сохранились руины его столицы, которая, возможно, называлась Эурукуг. Так это произошло или как-то по-иному, покажут результаты дальнейших раскопок. 

Полностью сохранившийся очаг-таннур в одном из верхних слоёв поселения. Половина очага срезана археологами для получения профиля.

Телль Дехайла 

Впервые поселение Телль Дехайла зарегистрировал молодой американский археолог Генри Райт в 1965 году, когда проводил археологические разведки в бассейне древней реки Эриду. Райт дал ему номер ES34. Позднее благодаря Абдуламиру Хамдани у поселения появилось собственное название — Телль Дехайла. 

Телль ES34 был одним из многих археологических памятников Ирака. Он скрывал под собой большой город старовавилонского периода, но при этом не имел значительных наслоений позднего времени и подвергся разграблению в гораздо меньшей степени, чем другие телли. Такая сохранность ценна для археологов, поскольку даёт возможность изучить устройство города конкретного исторического периода, не тронутое изменениями последующих эпох. 

В 1986 году телль ES34 привлёк внимание американского археолога Элизабет Стоун, но работам помешало затопление территории вокруг него. Стоун занялась теллем Абу Дувари, который, как оказалось, скрывал под собой город Машкан-Шапир. Однако буквально через несколько археологических сезонов случился военный конфликт между Ираком и Кувейтом, в котором участвовали и США. Поэтому дальнейшая работа американских специалистов в Ираке стала невозможной и все раскопки были прерваны. 

В 2003 году в Ирак вторглись военные силы США, и война развернулась уже на территории древнего Двуречья. Абдуламир Хамдани с помощью итальянского военного контингента смог организовать патрулирование нескольких археологических памятников, в том числе и Телля Дехайла. Это спасло памятник от уничтожения. 

В 2017 году именно Абдуламир Хамдани предложил российским археологам начать исследование Телля Дехайла. Была организована Российско-Иракская комплексная экспедиция. За сезоны 2018 и 2019 го- дов сотрудники Института археологии РАН, Института восточных рукописей РАН и нескольких других научных и культурных организаций совместно с иракскими специалистами провели первые рекогносцировки. С помощью дрона был составлен фотографический план местности, на котором объекты на земле были привязаны к системе координат, а также сделана цифровая модель рельефа. Так что, приступая к первым полевым работам, археологи уже представляли себе, как был организован древний город. 

Условия для работы в Ираке не просты. Лагерь экспедиции оборудован прямо на памятнике. Археологи живут в тростниковых домиках, которые жители Болотной зоны строят практически так же, как и три тысячи лет назад. Как отмечают участники раскопок, эти дома выдерживают сильный ветер и спасают от жары. 

Следующий сезон намечен на осень 2021 года. Но работы на этот раз будут не земляные: предстоит провести измерение магнитной напряжённости и воздушно- лазерное сканирование. 

Исследования ведёт Российско-Иракская комплексная экспедиция, организованная Директоратом древностей и наследия Ирака, Институтом археологии РАН, Институтом восточных рукописей РАН, фондами «Таволга» и «Александр», при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина, ИКВИА НИУ ВШЭ, Института вос- токоведения РАН, Новгородского государственного университета, Зоологического института РАН, компаний «Энерготранспроект» и XSAT Global. Руководители экспедиции А. И. Янковский-Дьяконов (ИВР РАН) и Ш. Н. Амиров (ИА РАН). 

Автор: Юлли Улетова. По информации института археологии РАН. 

Автор благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии соруководителя РИКЭ Алексея Игоревича Янковского-Дьяконова (Институт восточных рукописей РАН) и археолога Лику Гусак (НовГУ им. Ярослава Мудрого).

Источник: Наука и жизнь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *