Выставка свадебных нарядов за 200 лет в Доме-музее Волконских

До конца декабря в Иркутске действует удивительная выставка «Свадебные сезоны», приуроченная к 200-летию венчания декабриста Сергея Петровича Трубецкого и Екатерины Ивановны Лаваль. Свадьба их состоялась в Париже в конце мая 1821 года, и сегодня у каждого посетителя выставки есть возможность погрузиться в волшебный мир прошлого и проследить развитие модных тенденций с первой четверти XIX до конца XX столетия.

Ни для кого не секрет, что невеста на свадьбе — самая красивая и привлекательная дама, завораживающая всех изысканным и потрясающим свадебным нарядом. На выставке в Иркутском музее декабристов можно проследить, как менялась свадебная мода на протяжении двух столетий, какие события на это влияли, и какие иконы стиля сопутствовали этому развитию.

Так, к примеру, на свадебную моду XX века оказали немалое влияние такие выдающиеся женщины, как Марлен Дитрих, Грейс Келли, Жаклин Кеннеди. Их наряды создавались знаменитыми художниками и дизайнерами, многие из которых сотрудничали с популярными киностудиями.

Безусловно, церемонии «звездных» свадеб были знаковыми событиями. Так, знаменитая голливудская актриса Грейс Келли, звезда фильмов Альфреда Хичкока, в 1956 г. вышла замуж за князя Монако – фотографии с этой роскошной «свадьбы века» облетели весь мир. Образ принцессы Монако стал эталоном для невест на долгие годы. Этому способствовало и то, что подвенечный наряд для Келли был создан художницей по костюмам с киностудии MGM Хелен Роуз, которая работала с актрисой на нескольких фильмах.

Двумя десятилетиями ранее кинодива Марлен Дитрих стала иконой стиля как для Европы, так и для Америки. Ее кинообразы – совершенно разные, но очень узнаваемые – делали из нее «королеву эпатажа» и влияли на женскую моду в 1930-1940-е годы. Благодаря ей в женскую моду вошли брюки и брючные костюмы, пиджаки и жакеты с широкими плечами, – и одновременно чрезвычайно женственные облегающие платья, шлейфы и меховые мантии. Фильмы, в которых она снималась, были популярны как в довоенные годы, так и после окончания Второй Мировой войны, и все это время Марлен Дитрих была одной из тех женщин, стилю которой стремились подражать. Она активно принимала участие в создании своих нарядов и благодаря этому роскошные платья быстро раскупались у потенциальных покупателей и фанатов.

В 60-70 годы XX века иконой стиля стала и первая леди США Жаклин Кеннеди (во втором браке Онассис). Оба ее свадебных платья, не говоря уже о нарядах, в которых она появлялась и на торжественных мероприятиях, и особенно на телевидении, стали теми образцами для подражания, которым следовали очень многие американки. Выходя во второй раз замуж за миллиардера Аристотеля Онассиса, который был старше своей невесты на 23 года, Жаклин Кеннеди предстала перед собравшимися в наряде цвета слоновой кости (что, кстати, было не совсем принято для вторых свадеб). Заветные слова «Я согласна» Жаклин произнесла в платье от Valentino длиной до колена. За считанные дни, которые прошли после этой знаковой свадьбы, поклонницы купили более 300 экземпляров таких же платьев.Одним из самых популярных запросов в модных ателье и фирменных магазинах была фраза «Хочу платье, как у Джекки».

Если говорить о свадебной моде в XIX столетии, то ее распространение шло не в последнюю очередь благодаря модным дамским журналам и гравюрам с модными картинками. Именно по ним светские дамы узнавали о заграничных новинках и делали заказы у модных портных. Стиль во многом задавали представительницы правящих домов Европы – в середине века это были британская королева Виктория и французская императрица Евгения. На свадебные торжества королевы Виктории в 1840 году было сшито роскошное белоснежное платье, и после публикации свадебных фотографий популярность именно белых свадебных платьев невероятно возросла.

Кроме белого цвета нарядов, символизирующих чистоту и невинность невесты, широко были распространены разнообразные бежевые, золотистые оттенки. Кстати, на выставке «Свадебные сезоны» в большинстве своем подвенечные наряды позапрошлого столетия – от 1830-х до 1890-х – пошиты из тканей именно таких цветов.

   На выставке также можно проследить изменения стилей: если в первые десятилетия XIX века господствовал стиль «ампир», напоминавший античные дамские платья, с завышенной линией талии под грудью, с ниспадающими складками ткани, то уже к середине века силуэт претерпевает значительные изменения. В 1820-1830-е гг. стиль «бидермайер» опускает талию на более естественную линию, возвращаются корсеты, рукава становятся очень объемными (рукав «жиго», или «окорок», иногда предполагал даже использование легкого каркаса), юбки становятся более пышными. В 1850-х годах, кроме жестких корсетов, силуэт дамского платья формируется за счет кринолинов, вошедших в моду и ставших невероятно популярными во всех странах. Кринолины и, соответственно, юбки, могли достигать весьма значительных размеров. К началу 1870-х годов снова изменяется силуэт женского платья, он становится более вертикальным, кринолины становятся менее широкими, однако задняя их часть намеренно остается выступающей – для поддержания такого силуэта создается турнюр.

Новые наряды не сразу были приняты общественным мнением. В журналах и газетах того времени нередки были карикатуры, высмеивающие новую модную тенденцию, однако, несмотря на всю критику, эти платья постепенно вошли практически во все женские гардеробы, их носили как в качестве повседневных нарядов, так и торжественных, бальных и свадебных.

Приблизительно на рубеже столетий турнюрные платья сменяются на более свободные и широкие. Наступает эпоха модерна.

В дальнейшем, уже в 20-е годы XX века из повседневного женского гардероба практически полностью исчезает такая важная и основополагающая деталь одежды как корсет, и это вновь производит значительный переворот в женской моде.

Возвращаясь к особенностям старинных свадебных платьев, нужно отметить, что свадьбы устраивались не только в теплые сезоны, но и зимой. Для таких случаев, конечно же, использовались более плотные, теплые ткани для пошива наряда, в моде были и всевозможные накидки и пелерины (в начале XIX века роль накидок выполняли роскошные шали и жакеты-спенсеры, названные в честь английского лорда Джорджа Спенсера (по одной из легенд, Спенсер, одетый во фрак, как-то задремал в кресле возле камина и подпалил фалды своего наряда. Проявив находчивость, он срезал их, укоротив фрак, таким образом создав новый предмет одежды).

На выставке «Свадебные сезоны» представлены платья практически всех десятилетий как XIX (от ампира до модерна), так и XX века. Наряду с женскими платьями и мужскими костюмами дополнительно представлен разнообразный аксессуарный ряд: украшения для волос, веера, женские туфли, фаты и многие другие неотъемлемые части свадебного наряда. Помимо изысканных аксессуаров, на выставке представлены домашние женские платья, головные уборы, предметы нижнего белья, модные журналы и графика.

Мужская свадебная мода представлена, в основном, некоторыми деталями одежды: фраки, жилеты, аксессуары. Дело в том, что до нашего времени именно мужские костюмы доходят в минимальной сохранности, что связано, в первую очередь с очень активным использованием всех деталей мужского гардероба ­– за хозяевами часто одежду донашивали слуги, поэтому найти на антикварных аукционах полностью сохранившийся мужской костюм – большая редкость.

Отдельно хотелось бы отметить присутствие на выставке и нескольких важных мемориальных предметов, связанных с семьями декабристов и их потомков.

В частности, в экспозиции музея можно увидеть подлинное брачное свидетельство декабриста Александра Михайловича Муравьева (младшего брата Никиты Муравьева, одного из лидеров Северного общества, жившего на поселении близ Иркутска, в селе Урик) и Жозефины Адамовны Бракман, одно время занимавшей должность гувернантки в семье Волконских. На брачном свидетельстве – подпись генерал-губернатора Восточной Сибири В.Я. Руперта.

Второй мемориальный экспонат – венчальная икона Владимирской Божией Матери, принадлежавшая дочери Никиты Муравьева, Софье. Софья Никитична родилась в Чите, рано потеряла мать (Александра Муравьева умерла в Петровском заводе в 1832 г.), некоторое время жила с отцом на поселении в Урике, а после его смерти в 1843 г. была увезена в Москву, где училась в Екатерининском институте. Была замужем за Михаилом Бибиковым.

Венчальную икону Софьи Муравьевой в Иркутский музей декабристов подарила ее праправнучка, Мари Вуарен, живущая в настоящее время во Франции.

Собранные в одном пространстве свадебные наряды, мужские костюмы, аксессуары и мемориальные предметы воссоздают волшебный и притягательный мир, в котором каждый посетитель сможет найти что-то близкое себе по духу, настроению и интересу.

Источник информации: материалы из выставки «Свадебные сезоны» в доме-музее Волконских.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *