Загадочная природа Байкала в графической живописи Валентины Державиной

Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия- это живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

Байкал – как одно из древнейших озер Сибири, привлекает внимание не только русских и иностранных туристов, но и любителей и профессионалов художественного ремесла: фотографов, художников, писателей и других деятелей искусства, каждый из которых будь это пейзажный фотоснимок, написание картины или стихотворение о природе, будет создавать художественный образ Байкала  под  свою конкретную задачу. Фактически, анализируя Иркутскую Галерею Виктора Бронштейна, немало важно отметить знаменательную выставку русской художницы Валентины Державины под названием “Всплеск”, история создания которой напрямую связана с кратковременной поездкой художницы на зимний Байкал. Именно во время этого путешествия Валентина Державина окончательно сделала вывода, что ее выставочный проект будет посвящен природе Байкала. 

Само название выставки “Всплеск”, со слов Валентины Державины, связано с природными стихиями Байкала, которые изображаются на картинах в разных цветовых гаммах: воздух разукрашен белыми аэрозольными красками, что свидетельствует о чистоте и лёгкости; песок представлен на картинах теплыми золотистыми оттенками, притягивая зрителя к солнечным берегам Байкала;  байкальская земля подчеркнута черными красками, что свидетельствует о большом плодородии, а пресная  вода  отображается на картинах в синеватом цвете, что дает нам представление о весомой глубине озера. 

Все цветовые краски были отображены в каждой графической работе художницы, дабы взбудоражить в зрителе эмоции и свободу чувств, чтобы произошел тот самый эмоциональный “всплеск” к таинственному загадочному озеру, нераскрытые тайны которого будоражит огромное количество людей, как  с прошлых веков, так и до наших дней. 

Одна из интереснейших картин под названием “Чайка-Необычайка”, была создана Валентиной Державиной по сюжету старинной Легенды  о Байкале, повествующая о том, как  однажды поселилась диковинная чайка на Байкале и  хоть было ей здесь рыбы вдоволь, скучала она по своему родному дому – Ледовитому океану. Сильно ей хотелось вернуться обратно домой, ведь была она полярной чайкой, всю жизнь прожившей на берегах океана. И так она скучала по родному дому, что кричала так истошно, что у всех, кто слышал это, в сердце поселялась тоска.

 Вскоре узнали по ее крикам о ней все рыбаки Священного моря, все охотники байкальской тайги и гор, и даже шаманы обратили на нее свой пристальный взор. За необычайную величину птицы прозвали ее Чайкой-Необычайкой. А шаманы стали ее даже боятся и вскоре объявили всем, что чайка эта – нечистая сила, что принесет она с собой только беды, да несчастья. Да и сама чайка не хотела оставаться на Байкале. 

И вот решила она вернуться к себе домой, добраться как-то до Ледовитого океана. Но долго на Байкале лютовали страшные и сильные ветры, которые не позволяли чайке улететь далеко, уносили они ее неоднократно за байкальские горы. И вот решила она сделать последний рывок – собралась с последними силами и поднялась в небо. Кричала она, как ни кричала еще никогда: печально, надрывно, истошно….Вот этого то крика и не вынес старик Шоно: выбежал он на берег, взял ружье и выстрелил в Чайку-Необычайку. От выстрела чайка камнем полетела вниз, на песок, вокруг нее разлилась кровь, и замолкла она, как тогда казалось навсегда… Старик Шоно подошел к чайке, посмотрел на нее и тут удивился и испугался. Сердце у него вдруг оборвалось. Увидел он в глазах чайки чистые родниковые слезы, а на оболочках ее глаз – яркие всполохи холодного северного сияния. И тут понял старик Шоно, что совершил он большую ошибку, убив невинную птицу.

И решил он как-то исправить свою ошибку. Вспомнил он, что на берегу Байкала из земли выдаются из глубин удивительные целебные ключи. А берется они из подземных ходов, которые соединяют Байкал с Ледовитым океаном. Решил Шоно попробовать оживить Чайку-Необычайку. Положил он ее в лодку и поплыл прямо к заветному месту. Там набрал он из источника воды в деревянную ложку, окатил мертвую птицу. И, на удивление и радость Шоно, вода и правда оказалась живительной. На глазах старика рана у чайки затянулась, птица зашевелилась и поднялась стремительно в небо. И уже никто не мог ее остановить – высоко-высоко подняла Чайка-Необычайка, полетела на север к родному дому, преодолела все встречные ветра и скрылась из вида.

Со счастливым концом заканчивается  байкальская легенда о необыкновенной птицы, размеры которой хотела передать Валентина в своей авторской графической картине, делая акцент на невероятные размеры Чайки, визуально превосходящих отдельные берега Байкала.

Картина легенды Байкала “Чайка-Необычайка” 

Сейчас художница продолжает экспериментировать в направлении абстрактной живописи: она работает с формой, цветом и текстурой. У нее собственная техника – она использует силиконовую основу, которую драпирует тканью или покрывает сетью, а затем наносит аэрозольные краски  как на плоские, так и объемные картины

На будущие годы Валентина Державина планирует создать новые выставочные проекты, в которых попытается раскрыть Байкал с новой неизведанной стороны. “Мне очень жаль, что моя выставка в галереи Виктора Бронштейна подходить к концу. Я думаю, что моим картинам обязательно необходимо найти новый дом, пусть даже и временный, но продолжительный, – говорит Валентина Державина во время последних дней выставки в Иркутской галереи.

На настоящий момент времени графические и живописные работы художницы находятся в музеях и частных коллекциях России, в Китае и Монголии. В Иркутске их можно найти в отделе Областной Филармонии и в отделе  Сибирского Искусства в художественном музее. Выбирая абстрактную живопись в своей работе, художница превращает  картины “в самостоятельные и свободные иллюстрации”. У каждого зрителя, при просмотре подобного рода живописного стиля, будет формироваться свой взгляд на содержание и описание той или иной картины.  Возможно свобода во взгляде и высказывания собственного мнения, в том числе, послужило причиной переключиться художнице на абстрактную живопись, ведь новое художественное направление Валентина Державина освоила не так давно. В свои ранние годы профессиональной  жизни, Валентина была и остается призванной, как профессиональный художник в направлении  художественной живописи для стран Китая и Монголии,  в которых  часто проводила свои командировки, участвую в международных конкурсах. Переход на графический живописный стиль  пришел к Валентине Державиной гораздо позже, о чем она совершенно не жалеет.

Из личной беседы с Валентиной Деражвиной

Автор: Анастасия Спешилова

Добавить комментарий