ЧАСЫ ВО ВРЕМЕНИ. Ангарский музей часов.

Время – это одно из самых загадочных субстанций для человека.  Мы не можем его потрогать, поднять или ощутить. Мыслители различных эпох пытались ответить на вопрос, что же такое время, но к единому пониманию на этот счет так и не пришли. Само понятие «Время» имеет абстрактную категорию, мы можем дать определение этому слову, лишь измерив его. В какой-то период общепринятым измерителем времени стали часы, изобретенные еще в далеком прошлом, но продолжающие существовать и сегодня.

В Иркутской области работает редкий музей часов, официально открывшийся 1 марта 1969 года в маленьком сибирском городке Ангарск. Основой для его создания послужила частная коллекция Павла Васильевича Курдюкова — профессионального часового мастера, прожившим ещё 17 лет после открытия музея.

Будущий коллекционер родился 29 августа 1908 года в маленькой деревушке Курдюки Сретенского уезда Вятской губернии, в крестьянской многодетной семье. Эта деревня была настолько мала по своим размерам, что едва в ней уживалось 5 крупных дворов.

Будучи ребенком, Павел Васильевич интересовался механикой и занимался самообразованием, потому что поступить в школу было сложно из-за финансового положения родителей. В 12 лет он теряет отца и в середине 1920-х годов уезжает вместе со своей семьей на Урал на станцию Губаха. Там он становится сначала учеником токаря, потом получает образование слесаря мастера измерительных приборов и позднее становится настолько профессиональным и уважаемым специалистом в своём деле, что его начинают приглашать работать в разные города СССР.

В одной из таких командировок, в Красноярске в начале 1930-х годов Курдюков приобрел первые часы. И постепенно у него формируется небольшая коллекция часов. К 1950 году семья Курдюковых переехала в Ангарск. Павел Васильевич работал в тресте «Сибмонтажавтоматика» электромехаником по ремонту контрольно-измерительных приборов и продолжал заниматься часами. В новом доме теперь располагалась не только семья, но и коллекция часов. Они были везде: в коридорах, в комнатах, висели на стенах, стояли на полках и столах.

Городская молодежь, узнав о приезжих жителях и их необычайной квартире, начинали все чаще заходить в гости, чтобы увидеть в живую часы разных столетий. Семья Курдюковых и не заметила, как за короткий промежуток времени посетителей увеличилось настолько, что жене Павла Васильевича Ульяне Яковлевной приходилось вводить по дому экскурсии. Кроме этого, была создана книга отзывов, а также таблица с приемными и не приемными днями на входной двери дома. Квартиру посещали и иностранцы, которые приходили в дом, как в музей.

Коллекция продолжалась пополняться и выросла до таких размеров, что уже не вмещалась в квартире. И тогда Курдюковы обратились к властям города с просьбой выделить помещение для организации первого в стране Музея часов. Идея была единогласно поддержана и было выделено городскими властями помещение по адресу на ул. Глинки, дом 25. Впоследствии, в 1993 году Музей часов будет находится уже в другом в специально реконструированном здании по ул. Карла Маркса, 31.

В 1969 году музей открыли официально. Супруг работали в музее вместе. Павел Васильевич в своей мастерской ремонтировал механизмы, а Ульяна Яковлевна была смотрителем залов музея. Она так же продолжала проводить экскурсии и радовать посетителей своими интересными историями.

С 1968 по 1985 годы П.В. Курдюков передал музею несколько сотен экземпляров различных часов, а также часы собственноручного изготовления. Среди них настольные часы: «Рука», «Гном», «Чудеса в решете», «Качели», «Медицинская эмблема», «Знаки зодиака», «Дама с часами» и многие другие.

Большая часть коллекции сформировалась также благодаря экспонатам, подаренных из разных концов Советского союза. Музей все больше пополнялся самыми разными часами и расширял с каждым годом свои возможности для посетителей.

В 1985 году уходит из жизни П.В. Курдюков, оставляя городу родной музей, которому спустя 16 лет будет присвоено его имя.

Каждое утро залы музея наполняются музыкой разного Времени. Представлены часы и 18-го, и 19-го, и 20-го веков стран Западной Европы, Японии и России. В коллекцию музея входят и самые древнейшие часы истории: солнечные, огневые, водяные и песочные. Старейшие часы в залах музея в основном заменены на их макеты с целью сбережения наследия, однако посетители музея смогут увидеть и настоящие экземпляры, например солнечных часов, созданных в 19-м веке. Это русские солнечные часы, сделанные в Мастерской Э. Швабэ и портативные солнечные часы Китая.

В экспозиции первого этажа внимание посетителей часто привлекают башенные часы 18-го века чешских, английских и французских мастеров. Они поражают своей сложностью, основательностью, роскошным корпусом. Не даром в Лондоне по сей день славится знаменитая часовая башня Биг-Бен. Много туристов приезжают в столицу Англии, чтобы увидеть потрясающий измеритель времени собственными глазами.

С середины 18-го века во Франции большим успехом пользовались часы, выполненные в технике «буль». Парижский столяр — краснодеревщик Андрэ-Шарль Буль, комбинируя различные материалы — дерево, бронзу, панцирь черепахи, создавал великолепные корпуса часов.

В экспозиции музея представлено несколько экспонатов, выполненных в данной технике. Например, часы «религиэзы», их корпус выполнен в технике с богатой бронзовой аппликацией, кариатидами, вазами, цветами, фигурками животных, солнечными ликами.

Экспозиция второго этажа открывается залом, в котором представлена замечательная коллекция французских каминных часов 19-го столетия. Часы фирмы «Братья Жапи» блестяще интерпретируют формы и декор своих предшественников, оформлены в стиле неорокко, необарокко, неоклассицизма.

Характерно для 19-го века и эпоха развития техники. Поэтому в зале, в том числе, представлены часы немецких и французских фирм: часы- паровоз, часы – паровой двигатель, часы- маятник, часы – с годовым заводом, музыкальные часы, часы – скелеты, которые конструировались без корпуса, чтобы показать, как механизм утроен внутри, часы с барометром термометром, компасом и многие другие.

Вслед за усложнением и усовершенствованием техники, появляются часы с разными секретами. Среди экспонатов музея представлены часы-копилка. Хозяин часов кидает монетку и часы начинают «идти», а через неделю останавливаются, чтобы вновь пополнить свои запасы. После закидывания монетки в специальное отверстие — часы продолжают работать. Таким образом, хозяева подобных часов могли скопить определенную сумму при полной безопасности. Ведь часы были уникальны и тем, что закрывались на замок и вытащить оттуда деньги было практически невозможно.

Графический рисунок интерьера в «русском зале» необычно контрастирует с белым и красным цветом оформления. Здесь звучит музыкальная шкатулка, кукует деревянная кукушка. Особое внимание заслуживают и две потрясающие диковинки из коллекции музея. Это каминные и деревянные часы. Деревянные часы были сделаны на родине Курдюкова Сретенского уезда Вятской губернии — мастером Семёном Бронниковым. Впоследствии, его самые первые экземпляры были куплены будущим наследником престола Императором Александром II. Позже были сделаны и доставлены еще несколько партий деревянных часов для поданных Императора. На тот момент времени это были самые первые деревянные часы в мире и на сегодняшний момент их осталось около 40 штук. В Ангарском Музее часов сейчас представлено два экземпляра.

Каминные часы или часы, как у президента еще один редкий экземпляр музея. Они были сделаны в Санкт- Петербурге на фабрике Ф.Шопена и отображают успех русских солдат в победе над турками. Создателем этой исторической композиции был русский скульптор Евгений Александрович Лансере, создавший порядка четырехсот работ за свою жизнь.

На скульптуре изображено, как русские казаки на лошадях переходят через горный перевал территории Балкан. Считалось, что Балканы для армии непроходимы в зимнее время, но русские солдаты несколько раз их перешли и вышли в тыл к туркам, одержав грандиозную победу.

Такими редкими часами награждали участников русско-турецкой войны. Всего в России осталось двое образцов данных часов: одни находятся в Ангарском музее часов, вторые располагаются в Кремле в представительском кабинете Владимира Путина. Единственное различие двух экземпляров заключается в том, что у президента верхняя часть выполнена в черном цвете, в то время как в музее представлена скульптура в золотом оттенке.

Также очень привлекает внимание яркая коллекция часов в фарфоровых и фаянсовых корпусах, сделанных в разных странах Европы: Германии, Австрии, России и Франции.

В 19-м столетие были удивительно захватывающие, американские табельные часы фирмы Эндикотт, фиксировавшие время прихода на работу и ухода сотрудников. Обмануть из было нельзя: приходящие утром рабочие вставляли карточку и тем самым отмечалась смена прихода; вечером к концу смены рабочие вновь вынимали карточки, фиксируя время. Благодаря такому применения, руководству было проще контролировать опоздания сотрудников.

Уже в 20-м веке появляются часы специального назначения: автомобильные, авиационные, танковые и даже космические, подаренные музею космонавтом Гречко. Коллекция современных часов российского и зарубежного производства завершают экспозицию.

Ангарский Музей часов представляет собой расширенную часовую коллекцию, где каждый посетитель может проследить за их изменением и развитием на протяжении столетий. Коллекция П.В. Курдюкова олицетворяют не воображаемую ценность и восторг того, что благодаря этому человеку музей живет и дарит посетителям мировую память. Если при официальном открытии музея в залах насчитывалось около двухсот экспонатов, то в наше время эта цифра увеличилась в несколько десятков раз.

Статья создана по материалам Ангарского Музея часов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *