Гении или безумцы

Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.

Артур Шопенгауэр

Искусство, как вечный двигатель человека, живет и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Оно отображается в театре и в кинематографе, в поэзии и живописи, в музыке и в актёрском мастерстве. Это абстрактная, с одной стороны неизвестная, с другой понятная для всех категория собирает в себе историю великих людей, чьё творчество так или иначе связано с искусством. Людвиг ван Бетховен, Фридерик Шопен, Вольфганг Амадей Моцарт и Александр Сергеевич Пушкин – эти и многие другие личности оставили огромное наследие и вечную память в истории. Их работы для нас сейчас открыты, но жизни гениальных и талантливых людей таят в себе много загадок и неразгаданных тайн.

Вспомним всеми известного Николая Васильевича Гоголя: русский прозаик, драматург, публицист. Его величайшие произведения знакомы нам со школьной скамьи: «Тарас Бульба», «Вий», «Нос», «Шинель», «Мертвые души». Казалось бы, его творчество многогранно и неисчерпаемо даже для сегодняшних читателей. Сам Николай Васильевич прожил достаточно короткую жизнь и умер по некоторым версиям не один, а даже несколько раз.

По легенде советского писателя Владимира Лидина, Гоголя рано отнесли в список мертвецов. У писателя был летаргический сон, когда гроб извлеки из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватил страх и удивление. В гробу скелет поэта лежал с повернутым набок черепом. Никто не мог объяснить причину такого явления, зато добавились новые истории и версии о личности драматурга.

Гениальность Николая Васильевича Гоголя как драматурга и поэта сопровождается немалыми гипотезами и предположениям вплоть до сегодняшнего дня. Многие считают, что за творческой одаренностью скрывались психические отклонения писателя. Но каким же на самом деле был Гоголь и страдал ли он психическими расстройствами?

Анализ биографии Николая Васильевича начинается с детства. Гоголь родился в глухой помещичьей усадьбе Полтавщины.Его родители владели двумястами крепостных крестьян и более тысячи десятин земли. Сам Гоголь, однако, помещиком не был. При первой возможности он стал жить самостоятельно. Сначала служил, а потом существовал благодаря литературной работе. Несмотря на небедное положение своих родителей, Николай хотел заработать собственным трудом, используя для этого литературный талант, который в то время оценивался далеко не сразу. Николай Васильевич очень часто нуждался в финансах, даже когда написал достаточно много литературных работ.

Старый деревенский дом в селе Васильевке Полтавской губернии, в котором Гоголь провёл своё детство. Рисунки Н. В. Гоголя.

Письмо Гоголя к П.А. Плетневу, 15 июля 1851 год

 «Пишу тебе из Москвы, усталый, изнемогший от жару и пыли. Поспешил сюда с тем, чтобы заняться делами по части приготовления к печати «Мертвых Душ» второго тома, и до того изнемог, что едва в силах водить пером. Гораздо лучше просидеть было лето дома и не торопиться; но желание повидаться с тобой и Жуковским было причиной тоже моего нетерпения. А между тем здесь цензура из рук вон. Ради бога, пожертвуй своим экземпляром сочинений моих и устрой так, чтобы он был подписан в Петербурге».

Гоголь не в силах был самостоятельно пройти редакцию. Он нуждался в хороших связях и деньгах, чтобы его произведения проходили цензуру и выходили в свет. Это было не первое и не последнее обращение Николая Васильевича. В его окружении было немало людей при дворе, которые всячески помогали писателю популяризировать творчество. Однако редакторы терпели не всё, и когда в свет выходила опубликованная книга с измененным названием или с заменой в произведении разных деталей — Гоголь приходил в отчаяние. Он покупал, насколько позволяли его средства, выставленные на витринах печатные экземпляры и сжигал их в собственном кабинете.

Возникает вполне логичный вопрос: «почему Николай Васильевич занялся столь непростой и малоприбыльной деятельностью? Была ли это мечта или так сложились жизненные обстоятельства?» Склонность и любовь к писательству обнаружилась у Гоголя еще с первых дней поступления в гимназию. Вот что он сам неоднократно писал об этом:

«Причина той веселости, которую вы видите в некоторых моих произведениях, объясняется специфической душевной потребностью. На меня иногда находили приступы дикой и непонятной тоски, и, чтобы развлечь себя, я выдумывал все самое смешное, что может быть. Во мне существует сборище самой невероятной гадости, которой в определенный момент я стал наделять собственных персонажей. Уже и теперь мой слабый ум видит большую потребность в болезнях, поскольку они ускоряют творческое дело. Я точу перо»

Вересаев также подчеркивает, что, когда Гоголь начинал писать, он становился очень задумчивым и молчаливым. Ходил подолгу по комнате, затем влезал, как говорили его друзья, в свою берлогу, где проводил по несколько дней в работе.

Многие исследователи отмечают у Николая Гоголя ненормальные колебания настроения — резкие переходы от депрессии к веселью; приступы «странного возбуждения и гневного отчаяния» сменялись веселыми шутками.

Отец писателя часто впадал в состояние меланхолии и умер в возрасте 45 лет. Гоголь далеко не ушел от своего отца, он умер чуть раньше, в возрасте 42 лет. Николай Васильевич был очень скрытным, стыдливым и молчаливым, терпел множество обид от других учеников и выслушивал выговоры начальства гимназии, касающиеся его неряшливости. Растрепанные волосы будущего мастера пера были предметом общих насмешек.

После 1840 года литератор стал действительно другим человеком. Вересаев писал: «Талант Гоголя потрясающий, но его пренебрежительность, самонадеянность и самопоклонение бросали неприятную тень на характер писателя».

Гоголь был очень религиозным человеком, с каждым годом он все больше посещал церковь и общался со священнослужителями. Одним из них был отец Матфей, сопровождавший Гоголя до конца его дней. С каждым послушанием духовный отец давал все новые и неизведанные испытания для писателя. Отец Матфей, как духовный отец Гоголя, взявший на себя обязанность очистить совесть Гоголя и приготовить его к христианской непостыдной кончине, потребовал от Гоголя отречения от Пушкина. «Отрекись от Пушкина, —потребовал отец Матфей. —Он был грешник и язычник…» Что заставило отца Матфея потребовать такого отречения? Он отвечал, что считал необходимым это сделать. Гоголю представлялось прошлое и страшило будущее. Только чистое сердце может зреть бога, потому должно быть устранено все, что заслоняло бога от верующего сердца. Помимо этого, было еще некое тайное деяние, которое осталось только между духовным отцом и сыном. Как говорил Отец позднее: «Врача не обвиняют, когда он по серьезности болезни прописывает больному сильные лекарства». Спустя нескольких дней после наставления духовного отца, Н.В. Гоголь обложил себя книгами духовного содержания и более не занимался литературной работой.

«Изучив подробнее устав, Гоголь начал его пpидepживатьcя, и по-видимому, старался сделать более, нежели предписано уставом. Масленицу он посвятил говению; ходил в церковь, молился весьма много и необыкновенно тепло, от пищи воздерживался до чрезмерности: за обедом употреблял только несколько ложек овсяного супа на воде или капустного рассола. Когда ему предлагали кушать что-нибудь другое, он отзывался болезнью, объясняя, что чувствует что-то в животе, что кишки у него перевертываются, что это болезнь его отца, умершего в такие же лета, и притом оттого, что его лечили… Впрочем, в это время болезнь его выражалась только одною слабостью, и в ней не было заметно ничего важного; самая слабость, видимо, происходила от чрезмерного изнурения и мрачного настроения духа. Несмотря на это ослабление тела, Гоголь продолжал поститься и проводить ночи на молитве; ослабление возрастало со дня на день. Впрочем, он еще мог выезжать и ходить.»

Из наблюдений А. Т. Тарасенков. Последние дни.

Продолжая слушать наставления отца Матвея, Николай Васильевич все чаще и чаще оставался наедине с собой в кабинете. Он продолжал молиться и соблюдать пост. Отрекаясь от литературной деятельности, Гоголь приходит к новому неожиданному и впоследствии шокирующему для многих решению.

Из наблюдений М. П. Погодин. Москвитянин, 1852 год.
Ночью на вторник (с 11-го на 12-е февраля) он долго молился один в своей комнате. В три часа призвал своего мальчика и спросил его, тепло ли, в другой половине его покоев. «Свежо», —ответил тот, —«Дай мне плащ, пойдем, мне нужно там распорядиться». И он пошел, со свечой в руках, крестясь во всякой комнате, чрез которую проходил. Пришёл, велел открыть трубу, как можно тише, чтоб никого не разбудить, и потом подать из шкафа портфель. Когда портфель был принесен, он вынул оттуда связку тетрадей, перевязанных тесемкой, положил ее в печь и зажег свечой из своих рук. Мальчик, догадавшись, упал перед ним на колени и сказал: «Барин! что это вы? Перестаньте!»—«Не твое дело, —ответил он. —Молись!» Мальчик начал плакать и просить его. Между тем огонь погасал после того, как обгорели углы у тетрадей. Он заметил это, вынул связку из печки, развязал тесемку и уложил листы так, чтобы легче было приняться огню, зажег опять и сел на стуле перед огнем, ожидая, пока все сгорит и истлеет. Тогда он, перекрестясь, воротился в прежнюю свою комнату, поцеловал мальчика, лег на диван и заплакал.

Он сжигал свои работы, когда цензура меняла детали в его литературном труде. За несколько дней до своей смерти он сжёг ценные тетради уже по неизвестной и лишь гипотетической причине. В начале 1852 года утром истощенный Гоголь умер в доме на Никитском бульваре в Москве. Погребение состоялось на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931-м прах писателя был перенесён на Новодевичье кладбище.

Болел и умер ли Н.В. Гоголь в связи с психическими расстройствами вопрос остается открытым. Многие исследователи утверждают, что с детства его преследовали приступы тоски, мучали многочисленные фобии, он был склонен к маниакально-депрессивному психозу, характеризующимся чрезвычайным душевным подъемом и высокой работоспособностью. В 1835 году впервые вышла в свет его литературная работа со странным названием «Записки сумасшедшего», что тоже остается загадкой: кого выбрал Н.В. Гоголь в качестве главного героя? Это был вымышленный, жизненный персонаж или он сам?

Не менее загадочной фигурой является Эрнест Хемингуэй. Это был очень интересный американский писатель 20-го века. Он работал военным корреспондентом, в 1954 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Жизнь и работа Хемингуэя определялись путешествиями и приключениями, наблюдательностью и любовью. Он создал множество превосходных книг, которые по сей день считаются одними из самых лучших в истории литературы. Среди самых известных: «Старик и море», «Мужчины без женщин», «Прощай оружие» и другие. Его гениальность отмечали многие, сам же Эрнест до конца своих дней боролся с матерью, которая, по некоторым предположениям, стала причиной его смерти.

Она всю жизнь упрекала сына за выборы в профессиональной, духовной и обыденной жизни, Эрнест Хемингуэй в какой-то степени радовался тому, что не слушал советы матери. Ему казалось, что он одерживает победу всякий раз, когда выбирал то, что для матери было невыносимым. Грейс Холл мечтала с детства стать оперной певицей, но карьера не состоялась и поэтому своему юному сыну всячески пробовала навязать судьбу оперного певца. Эрнесту это было совсем не по душе, охота и рыбалка были его любимым увлечением, от которых он не мог отказаться. Чем старше он становился, тем все больше отдалялся от матери. Последний раз он посетил родительский дом уже в статусе профессионального писателя, когда узнал о страшной смерти отца. Кларенс Эдмонт Хемингуэй застрелился из охотничьего ружья в возрасте 57 лет.Через несколько дней Эрнест получил необычную посылку от своей матери, в которой обнаружил то самое охотничье ружье, из которого выстрелил отец.

«Это не просто странность, это издевательство. Зачем мама прислала мне ружье? Неужели она хочет и моей смерти?» Эта тема в дальнейшем прозвучит в его рассказе «Снега Килиманджаро».Череда сложных событий началась в жизни писателя. Умирают его бывшая жена Паулина Пфайфер и сын Патрик, перед которой он все время испытывал чувство вины, уйдя из семьи. Чуть позднее его роман «За рекой, в тени деревьев» не прошел одобрение редакции для публикации. Следует также отметить, что Эрнест Хемингуэй был женат четыре раза. Как подчеркивают некоторые исследователи, возможно немалое количество браков в жизни Эрнеста было связано именно с тем, что он искал женщину, которая даст ему ту материнскую любовь, которой ему не хватало в детстве. Последняя жена Мэри Уэлш стала для Эрнеста не просто преданным другом писателя, но и его личным секретарем, взявшим на себя все хлопоты по быту и издательским делам. Она заботилась о нём так, как никогда о нём не заботилась его мама.

29 июня 1951 года умирает мать писателя. Это было еще одним шокирующем ударом для Эрнеста, после которого он падает в полное разочарование. Мэри отправляет мужа в клинику на лечение, но даже после лечения Хемингуэй продолжает страдать депрессией. «В чем эти психотерапевты ничего не смыслят, так это в таких вещах, как угрызение совести и раскаяния и что с ними делать. Они ничего не знают о возмездии, которое меня ждёт» — подчеркивал Эрнест.

В надежде вылечить мужа, его уговорили на повторную госпитализацию. Однако, всего через несколько дней после выписки, оставшись верным самому себе, довел дело до конца и застрелился из любимого двуствольного оружия, как и его отец. Эрнест Хемингуэй покончил с собой в возрасте 61, пережив своего отца на 4 года.

В настоящее время обсуждается не мало фактов о болезнях Эрнеста. В детстве у него не проявлялись психические расстройства, однако были другие физические потрясения. Некоторые источники сообщают, что за свою жизнь Хемингуэй болел сибирской язвой, малярией, раком кожи и пневмонией. Он пережил диабет, две авиакатастрофы, разрыв почки и селезенки, гепатит, перелом черепа и раздробление позвоночника. В последние годы своей жизни Хемингуэй был одержим растущей паранойей – писатель был убежден, что ФБР следит за ним.

Особенно этот страх вырос в психиатрической клинике в Рочестере, где писателя «лечили» электрошоком. Он якобы даже звонил своему другу из клиники и сообщал о расставленных в ней «жучках». Тогда Хемингуэю никто не верил. Лишь спустя 50 лет после смерти писателя, благодаря новому закону о свободе информации, можно было сделать запрос в ФБР. После сделанного запроса выяснилось, что по распоряжению Гувера за Хемингуэем действительно была установлена слежка и прослушивание. В том числе и в психиатрической клинике.

Судьба еще одного литературного гения имеет, как и многие того времени, интересную историю с предпосылками к психическим расстройствам.

Аллан Эдгар По — автор первых в истории детективных рассказов, великий поэт, стал родоначальником многих литературных направлений; дал образцы, схемы, из которых выросли или совершенствовались детективная литература, научная фантастика, приключенческая литература, мистические рассказы или новеллы-ужасы.

В своем время Александр Блок писал об этом литературном деятеле следующее: «Произведения Аллана По созданы как будто в наше время, и захват его творчества так широк, что едва ли правильно считать его родоначальником символизма. Он имеет отношение к нескольким широким руслам литературы ХIХ века. Ему родственны и Жюль Верн, и Уэльс… Конечно, и символисты обязаны Аллану Эдгару По больше всех».

Детство Эдгара По было не столько несчастным, сколько потерянным и одиноким. Еще в малолетнем возрасте Эдгар потерял отца и позднее мать. Маленький мальчик, оставшийся без опеки родителей, приглянулся жене Джона Аллана, зажиточного торговца из Ричмонда, и вскоре бездетная семья забрала его к себе. Проявляя любовь к литературе, он часто запирался в своей комнате с книгой или писал стихи, что совсем не нравилось приемному отцу. Он хотел, чтобы усердие Эдгар прикладывал в торговле в их магазине.

Школа Эдгара По в Сток-Ньюингтоне, Англия, 1860-е

В 1826 году Эдгар поступил в аристократический Университет Вирджинии в Шарлотсвилле. В студенческие годы он увлекался азартными играми, участвовал в кутежах, что провоцировало конфликты с отчимом. По одной из версии, Эдгар был вынужден играть в карты на деньги, потому что те финансовые средства, которые выделяли ему приемные родители критически не хватало для обучения. К концу учебного года долг составлял около 2500 долларов. Получив письма с требованием оплатить их, Джон Аллан немедленно выехал в Шарлотсвилл, где и состоялось бурное объяснение с пасынком. В результате Аллан выплатил лишь десятую часть от общей суммы (плата за книги и услуги), отказавшись признать карточные долги Эдгара. Несмотря на очевидные успехи По в учёбе и благополучно сданные экзамены, он не мог больше оставаться в университете и после окончания учебного года, 21 декабря 1826 года, покинул Шарлотсвилл.

Вернувшись домой в Ричмонд, Эдгар По не имел представления о своих дальнейших перспективах. По усиленно занимался творчеством. Вероятно, именно в доме Алланов были написаны многие из стихотворений, вошедших впоследствии в первый сборник начинающего поэта. По также пытался найти работу, но отчим не только не содействовал этому, но и в качестве воспитательных мер всячески препятствовал его трудоустройству. В марте 1827 года «молчаливый» конфликт перерос в серьёзную ссору, и Аллан выгнал приёмного сына из дома. Некоторое время их ссоры продолжались в эпистолярной форме, а просьбы о деньгах оставались без внимания.

В 1833 году он впервые проявляет свой талант, выступая в качестве прозаика с рассказом «Рукопись, найденная в бутылке» (A manuscript found in a bottle), за который получил премию журнала «Baltimore Saturday Visiter» в размере 50 долларов.

В течение 1830-х годов продолжал писать новеллы, регулярно публиковался в литературном журнале «Южный литературный вестник» (Southern Literary Messenger) в Ричмонде, где завоевал репутацию оригинального и остроумного критика. Эти публикации позднее составили знаменитый двухтомник «Гротески и арабески» (Tales of the Grotesque and Arabesque, 1840).

В 1836 году Эдгар По женился на своей кузине Вирджинии Элизе Клемм. Многие родственники не были довольным этим браком. На тот момент времени Вирджинии было едва 13 лет, а финансовое положение Эдгара По всегда оставляло желать лучшего.

Отрывок из стихотворения Эдгара По о жене (перевод К. Бальмонта):

Исполнен упрека,

Я жил одиноко,

В затоне моих утомительных дней,

Пока белокурая нежная Лелли не стала стыдливой невестой моей,

Пока златокудрая юная Лелли не стала счастливой невестой моей.

Они жили в маленьком доме и строили планы на совместную жизнь, но внезапная болезнь Вирджинии начала рушить все их заветные мечты. Вдобавок, нищета и бедность По, тоже влияли на их дальнейшее существование. Ему казалось, что единственный способ выйти из бедности и нищеты это создать собственный журнал, но для этого нужны были деньги и хорошие связи. Кроме того, писателя преследовали депрессивные синдромы, что было напрямую связано с болезнью его жены.

«Всякий раз, когда к ней поступала смерть, меня терзали все те же муки. С каждым новым обострением болезни я любил жену все нежнее и все отчаяние держался за ее жизнь. Временами я впадал в безумие, сменявшееся долгими периодами ужасного просветления. В этих состояниях совершенной бессознательности я пил. Один Господь знает сколько и как часто…»

Предполагаемый портрет Вирджинии Клемм, нарисованный Эдгаром По. Предоставлено библиотекой Лилли, Университет Индианы, Блумингтон.
Иллюстрация к рассказу «Овальный портрет», написанному под потрясением от тяжёлой болезни жены

В 1847 году умирает страдавшая от туберкулеза Вирджиния. Эдгар страдал глубокой депрессией. Еще одна любимая женщина ушла из его жизни. Сначала родная мать, потом его первая любовь Джейн, мать его друга Бобби, которая умерла от менингита.

Смерть прекрасной женщины Эдгар По считал «наиболее поэтическим предметом на свете». Иллюстрация Генри Сэндхэма к стихотворению «Линор » (1885)

В возрасте 20 лет писатель пережил смерть приемной матери, которую тоже очень любил. По версии многих источников, По утверждал, что она была похоронена заживо. На этом фоне случился еще один депрессивный период писателя, который можно увидеть в его рассказе «Бочонок амонтильядо», где герой мстит своему другу и замуровывает в стене; а также в рассказах «Сердце-обличитель» и «Черный кот». 

Эти переживания наложили отпечаток на Эдгара По и по разным предположениям могли повлиять на его отношения с противоположным полом в целом. Известно, что писатель женился на своей кузине, и, когда спустя 10 лет она умрет от туберкулеза, он уже так и не сможет оправиться. Все эти события безусловно оставили глубокий след в жизни писателя и отразились в его творчестве. Идею смерти можно найти в рассказах «Береника», «Черный кот», «Падение дома Ашеров», а также в стихотворении «Ворон».

Исследование человеческого сознания в момент наивысшего напряжения — одна из главных черт новеллистики Эдгара По. Иллюстрация Гарри Кларка к рассказу «Колодец и маятник»
Эдгар По и мотивы его поэзии. Из левого верхнего угла по часовой стрелке: «Ворон», «Аннабель Ли», «Колокола», «Колизей», «Молчание», «Эдорадо», «Израфель», «Улялюм». Гравюра не дереве, 1876 год.

3 октября 1849 года По был найден в бреду на улицах Балтимора, «в сильном бедствии и … нуждающемся в немедленной помощи», по словам Джозефа Уокера, который его нашел. Он был доставлен в Вашингтонский медицинский колледж, где умер в воскресенье, 7 октября 1849 года.

Газеты того времени сообщали о смерти По как о «конгестии головного мозга» или «воспалении головного мозга» — распространенных эвфемизмах для обозначения смерти от сомнительных причин, таких как алкоголизм. Истинная причина смерти остается загадкой. Предположения включают белую горячку, болезни сердца, эпилепсию, сифилис, воспаление мозговых оболочек, холеру, отравление угарным газом и другие.

Что касается психических заболеваний писателя, то многие врачи наблюдали аффективные расстройства. Чаще всего это были депрессии, в большинстве случаев спровоцированные неблагоприятными внешними обстоятельствами. Как результат подобных депрессий – безудержное пьянство и расстройство сердечной деятельности после смертей нескольких дорогих ему людей. В этот период Эдгар писал одному из издателей, Джону Кеннеди: «Чувства мои поистине достойны жалости. Я переживаю такой упадок духа, который никогда не знал раньше. Мои усилия победить одолевающую меня меланхолию тщетны. Я страдаю и не знаю, почему… Упадок духа погубит меня, если будет продолжаться долго».

Одним из последних переломных моментов у По случился весной 1849 года. Причиной была нищета. В это время большинство журналов, куда он сдавал свои превосходные произведения, надолго прекращали выплаты гонораров. Депрессия перешла в более тяжелое психическое расстройство, которое возможно и погубило Эдгара.

Так или иначе, вышеуказанные мастера слова прошли очень сложную, и не простую жизнь. Судьбы Эрнеста Хемингуэя и Эдгарда По похожи тем, что оба потеряли близких людей и возможно на фоне этого находились в депрессивном состоянии и страдали от алкоголизма. Николай Васильевич Гоголь был не только самокритичным к себе в качестве литератора, но и проявлял чрезмерное усердие к религии, как таковой. Также его нищета, как и Эдгара По возможно могли повлиять в целом на психическое состояние. Биография Эрнеста Хемингуэя также имеет связь с Гоголем. Оба писателя умерли практически той же смертью, что и их отцы.

До сегодняшнего дня есть еще много неразрешенных вопросов о жизни и смерти этих великих писателей, оставивших вечную память в своих произведениях. Несмотря на всех их жизненные трудности и болезни, они создали то, что до сих пор живет вместе с нами и передается из поколения в поколение. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *