Тайный агент короля Людовика XV. Шевалье д’Эон

Это была исключительно уникальная личность для 18-го столетия. За свою долгую жизнь он 48 лет считался мужчиной, а 34 года женщиной. Вопрос о его истинной половой принадлежности до сих пор считается открытым… Лондонцы даже заключали пари, чтобы определить пол Шевалье д’Эон.

Этот человек был талантлив и многолик, он способный литератор, фехтовальщик и стрелок, удачливый дуэлянт, тайный агент короля Людовика XV и великолепный интриган. Его полное имя Шарль-Женевьев-Луи́-Огюст-Андре-Тимоте д’Эон де Бомон.

Популярный российский писатель Валентин Пикуль посвятил ему книгу «Пером и шпагой», где описал участие этого авантюриста в составлении подложного завещания Петра Великого. Легенды о нём почти заслонили действительную личность….

Как случилось что он поменял пол и кем был на самом деле? За что был так обласкан монархами Франции, России и Англии?

Родился знаменитый авантюрист 1728-м году, в небогатой дворянской семье адвоката, в городе Тоннер. В своих записках Шевалье д’Эон утверждает, что в детстве его одевали как мальчика, хотя был он девочкой: наличие наследников мужского пола было условием получения наследства со стороны родственников по материнской линии. А в записях местной церкви, было отмечено рождение младенца мужского пола.

После окончания парижского коллежа Мазарини, будущий тайный агент получил диплом доктора гражданского экономического права. В то же время он прекрасно стрелял из пистолета, фехтовал и считался самым опасным дуэлянтом столицы.

Со слов современников, внешность Шевалье д’Эон удивляла своей женственностью наперекор его воинственности. Существовала такая легенда, что однажды Шевалье уговорили пойти на бал-маскарад, переодевшись в женское платье. В таком наряде он вызвал интерес присутствующих там мужчин. Сам любвеобильный король стал ухаживать за ним. А когда узнал свою ошибку, то был сначала ошарашен, а затем пришел в восторг. Людовик XV оценил выдающиеся способности и ум молодого человека. Король назначил юношу на высокий пост в министерстве финансов. Позже он был завербован тайной сетью французских дипломатов («Королевский секрет»).

Русско-французские отношения имеют многовековую историю, но в тот период они были временно прекращены. Французской дипломатии требовалось приложить немало усилий, чтобы привлечь Россию на свою сторону или хотя бы добиться нейтралитета перед началом Семилетней войны (1756-163 гг.). Известно, что Людовик XV не доверял официальной дипломатии, ему пришла идея использовать физические данные и сообразительность Шарль д’Эон де Бомон в своих целях, выдав его за женщину. Фаворитка короля знаменитая Маркиза де Помпадур поддержала его проект. Она на собственном опыте знала, что красивая женщина имеет большое влияние на государственные дела.

Итак, юного Шевалье д’Эон в Россию отправили в обличии мадмуазель Лии де Бомон. Вскоре Воронцов представил юное создание двору, спустя некоторое время она стала фрейлиной и отстаивала дела французов при русском дворе более эффективно, чем официальные послы. После того как мадмуазель выполнила главную задачу, она призналась Императрице о своей принадлежности к противоположному полу. От такой проделки Елизавета была в восторге и послала его в Париж с известием о том, что раскрывает свои объятия французскому королю.

Во второй приезд в Санкт-Петербург был в качестве секретаря посольства с 1758 по 1760 год, и был представлен императрице как брат Лии де Бомон. Был подписан еще один договор о союзе, и рыцарь немедленно сообщил известие королю в Версаль, на два дня раньше курьера, посланного царицей. Король награждает Шевалье д’Эон, дав Чин капитана драгун и дарит золотую табакерку, усыпанную жемчугом и украшенную портретом его Величества. 

За годы жизни в России Шевалье старательно изучал разные стороны жизни местных, о государственном устройстве он писал:

«По описанию моему можно подумать, что в правлении всеми делами этой империи царит величайший порядок. Я же напротив полагаю, что царит в нём немалый беспорядок. Причина же сего положения вещей очень проста: в здешних краях никто не получает должность в награду за заслуги, как сие в других странах водится. А по той лишь причине, что сие государыне угодно. И нет здесь ни законов, ни права, и во всех сословиях вдобавок невежество господствует…»

Согласно очередной легенде именно д’Эон вывез из Петербурга завещание Петра Первого. А некоторые историки считают, что он мог быть действительно причастен к фабрикации начальной версии этой знаменитой подделки. Другая версия такова: когда он покидал Россию, то получил в Петербурге какие-то бумаги и солидную сумму золотых монет для передачи Вальтеру.

Знаменитый Философ на тот момент работал над биографией Петра Первого. Деньги Вольтеру д’Эон, конечно, передал, а вот документы и их копии мог оставить у себя. На основании этих документов он написал тайную историю Петра Первого, в которой объяснял, что усиление России опасно для Европы. Можно предположить, что именно эти политические сочинения Шевалье д’Эон легли впоследствии в основу фальшивого завещания Петра Первого. В документе, якобы Пётр Первый ставит перед своими наследниками задачу установления мирового господства. В 1812 году завещание было включено в пропагандистское издание, оправдывающее войну Наполеона с Россией. В последствие его использовала гитлеровская пропагандистская машина…

В 1761 году д’Эон покинул Россию и был вновь благосклонно принят королём. Он получил ежегодный пенсион 2400 ливров и чин капитана драгунского полка. А в месте с ним и назначение в действующую армию, успел участвовать в сражениях семилетней войны, был ранен и награждён орденом святого Людовика.

Когда на российском престоле оказалась Екатерина Вторая, Россия вышла из семилетней войны что ускорило поражение французов. Нужно было заключать мир с Пруссией и с её союзницей Великобританией. А при плохом течение обстоятельств готовить и вторжение на великобританские острова.

Королю вновь понадобился «маленький» д’Эон, как называли его при дворе. В Англии он снова превращается в шпиона и выполняет тайные разведывательные задания. Намечает районы на побережье, удобное для десантных операций. Из секретаря посольства он вскоре стал и уполномоченным министром, то есть исполнял обязанности главы дипломатической миссии. О его миссии знали только трое: сам король, его личный секретарь и глава тайного отдела.

Но неожиданно в Лондоне появляется новый посол, а д’Эону приказано сдать дела и вернуться во Францию. Шевалье отказался, а для обеспечения гарантий своей жизни спрятал у себя архив посольства.  После чего на д’Эона охотились французские агенты, но он всегда ускользал, переодевшись в женщину или успешно отбивался шпагой. Его планировали усыпить сонным зельем и в бессознательном состоянии доставить во Францию, из-за его осторожности сделать этого не удалось. Также против него началась война в печати. Д’Эона объявляли вором, сумасшедшим, и даже гермафродитом. Один из наемных убийц согласился свидетельствовать против посла, которого обвинили в попытке убийства Шевалье, в конечном итоге дело замяли, но новому послу пришлось срочно покинуть Британию.

Король пошёл на встречу и назначил Шевалье пенсию в размере 12 000 ливров в год. Вскоре он получил требование вернуть все секретные материалы и письмо, но отказался. Король перестал выплачивать пенсию, но своим заявлением о том, что найти покупателя на государственные тайны будет легко — Шевалье объявил войну правительству и лично королю Франции. Отныне во Францию въезд ему был запрещен.

Все чаще он стал появляться на публике в женском платье. В середине 1770-х этот вопрос постоянно обсуждался в прессе, дошло до того, что ставки о принадлежности к полу Шевалье д’Эон начали оформляться на лондонской фондовой бирже.

После смерти Людовика XV на смену к власти пришел Людовик XVI, а секретный архив Шевалье представлял для правительства серьезную угрозу. Новый король послал в Лондон Пьера Огюстена Карон де Бомарше, французского драматурга и своего тайного агента. Шевалье д’Эон признался, что он на самом деле женщина и в ходе переговоров ей была предложена необычная сделка в обмен на архив посольства. В особых условиях говорилось о том, что Шевалье д’Эон обязан постоянно носить женское платье, таким образом французское правительство намеревалось опорочить его, если он вдруг попытается нарушать условия договора.

Шевалье д’Эон согласился, и в результате был заключён самый необычный договор в истории мировой дипломатии. С одной стороны он был подписан Бомарше уполномоченным Людовиком XVI, а с другой стороны д’Эон дэ Бомон, старшей дочерью в семье известного до сегодняшнего дня кавалером Димином, капитаном Драгунского полка, кавалером ордена святого Людовика, а еще доктором гражданского экономического права. В договоре «барышня» признает, что по воле своих родителей была под чуждым ей мужским обличием, и дабы положить конец этому двусмысленному положению вновь станет носить женское платье и больше никогда от этого не откажется, за что ей будет позволено вернуться во Францию. Как только это условие будет выполнено она получит пожизненную ренту в размере 12 000 ливров, а все её долги сделанные в Лондоне будут оплачены. Также ей были выделены денежные средства для приобретения женских платьев с условием полностью избавиться от мужских одежд.

Любопытно, что пари, заключённое в Лондоне по поводу пола Шевалье д’Эон рассматривалось в суде, который принял во внимание вердикт Людовика XVI и объявил победителями тех, кто считали Шевалье женщиной.

Во всех мемуарах того времени находилось место для рассказов о посещении Шевалье д’Эон великого Вольтера, сам философ писал об этой встрече:

«Это двуполое существо. Не мужчина, не женщина. Я не думаю, что вы бы стали другом, будь он мужчиной, или его любовником будь он женщиной».

Спустя некоторое время Шевалье д’Эон вернулся в Британию и до конца своих дней носил женское платье, и даже не пытался снять его, когда это стало возможным после смерти короля. Он писал: «после того, как я всю жизнь был мужчиной, военным, учёным, дипломатом я испытываю восторг от того, что я женщина».

После французской революции, когда Шевалье перестали платить ренту и он нуждался в финансах, он стал зарабатывал уроками фехтования и участием в соревнованиях с призовым фондом. Причём фехтовал он в женской одежде. С годами, после лёгкого ранения, рука д’Эон ослабела и пришлось оставить фехтование. Далее он пытался зарабатывать, играя в шахматы, но этого не хватало. Свой век он доживал в нужде, распродавая драгоценности, книги и другое. После его смерти, в 1810-м году, консилиум врачей в присутствии полиции констатировал, что умерший был мужчиной без какой-либо примеси иного пола. Хотя многие продолжают считать, что данное заключение не является подлинным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *