«За бортом по своей воле». Ален Бомбар

Ален Бомбар — французский врач, биолог, путешественник и политик, который сделал многое для разработок методов выживания в экстремальных условиях. Это первый человек в мире, который в качестве научного опыта в одиночку на резиновой лодке пересёк Атлантический океан от Канарских островов до острова Барбадос, преодолев 4 400 км за 65 дней. Лодка была снабжена лишь стандартным набором для потерпевших кораблекрушение и неприкосновенным запасом продуктов, целостность которого была официально засвидетельствована по окончании эксперимента. Француз достиг берега, доказав, что, обладая необходимыми знаниями и навыками, человек способен выжить в открытом океане без запасов еды и пресной воды.

Ален Бомбар (Alain Bombard)

Отправиться в экспедицию Ален Бомбар решил неслучайно. Однажды в 1951 году, будучи еще никому неизвестным молодым врачом, Бомбар дремал во время ночного дежурства в госпитале в графстве Булонь. Внезапно раздался телефонный звонок. Траулер «Нотр-Дам-де-Пейраг» разбился после столкновения с молом Карно — гидротехническим сооружением, защищающим берег и порт от сильных волн. Никто не ожидал катастрофы и серьезных последствий: ветра нет, море тихое, а значит, эвакуироваться с промыслового судна не составит труда. Но, зайдя в приемный покой, Бомбар увидел ужасающую картину: «Сорок три человека, наваленные друг на друга, словно растерзанные марионетки, лежали передо мной — все босиком и все в спасательных поясах». Несмотря на оперативную помощь, никого из членов экипажа не удалось вернуть к жизни. Просчет был ничтожным, но в результате привел к 43 трупам и 78 сиротам.
«Мне кажется, что именно тогда я полностью осознал весь трагизм крушения на море и что именно этот случай зародил во мне идею, которая в дальнейшем привела к экспедиции на «Еретике» — вспоминает мужчина.

В тот момент Бомбар основательно занялся исследованием проблем выживания в экстремальных условиях. После изучения рассказов людей, переживших кораблекрушения, Бомбар убедился, что в отдельных случаях человек может перешагнуть через все нормы, обусловленные физиологией, и все-таки остаться в живых. Люди невероятным образом выживали с малым количеством воды и пищи, в холоде и под палящим солнцем, в шторм и штиль, на плотах и в шлюпках, на пятый, десятый и даже пятидесятый день после катастрофы.

Так для врача стало совершенно очевидно, что множество потерпевших кораблекрушение гибнет задолго до того, как физические или физиологические условия, в которых они оказываются, становятся действительно смертельными. 

«Жертвы легендарных кораблекрушений, погибшие преждевременно, я знаю: вас убило не море, вас убил не голод, вас убила не жажда! Раскачиваясь на волнах под жалобные крики чаек, вы умерли от страха»
Ален Бомбар

И тут в голову француза закрался вопрос: как же тогда бороться со страхом, который убивает вернее и быстрее любых физических лишений? 

Именно тогда Ален решил смоделировать ситуацию, максимально приближенную к кораблекрушению, и на собственной практике доказать, что возможностей нашего организма хватит на длительное трансатлантическое плавание в экстремальных условиях.

Прежде чем отправиться в экспедицию, требовалась тщательная подготовка. Бомбар месяцами занимался лабораторными исследованиями в Океанографическом музее Монако, изучал химический состав морской воды, физиологию разнообразных рыб и виды планктона. Он выяснил, что большинство морских обитателей на 80% состоят из пресной воды, так что выжатым из их тела соком можно утолить жажду. Также для питья в небольших количествах подходит морская вода. 

Как сказал один мудрец: «В критической ситуации ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Ален понимал это, поэтому ежедневно он выходил в море на одном из судов Океанографического музея, чтобы приобрести новые или отточить уже имеющиеся навыки, необходимые для выживания, будь то ловля рыбы или выжимание из нее сока. Вскоре француз без устали выжимал влагу из самых разнообразных рыб, стараясь добиться наилучших результатов как с точки зрения вкуса, так и с точки зрения количества. Это, в том числе, помогло ему не умереть от жажды. Позже он начал проводить на себе лабораторные опыты, питаясь только тем, что может быть доступно потерпевшему кораблекрушение. 

Отдельной эпопеей в подготовке стало продумывание конструкции плота, изготовление которого продлилось несколько недель. В итоге для плавания соорудили туго накаченную резиновую лодку с закругленным носом, деревянной кормой и легким деревянным настилом на дне, длиной 4,5 метра, шириной почти 2 метра. Судно получило название «Еретик». Так называли самого Бомбара скептики, считавшие его идеи ересью. Двигался «Еретик» при помощи четырехугольного паруса размерами примерно 1,5 х 2 метра. Выдвижные кили, весла, мачта, тали и прочее оснащение было предельно простым и малоудобным.

Здесь нужно раз и навсегда объяснить одну вещь. Надувная лодка не могла идти против ветра. Для того чтобы сделаться потерпевшими кораблекрушение, нужно было отойти как можно дальше от берега, так как иначе встречный ветер сразу же вынес бы лодку на сушу. Чтобы этого избежать, «Еретик» отбуксировали, как плот «Кон-Тики» на несколько десятков миль от берега.

Поначалу плавание не задумывалось как одиночное. Однако авантюру Бомбара почти никто не воспринял всерьез, и чаще всего ему писали либо потенциальные самоубийцы, желающие обрести покой на дне Атлантики, либо шутники со следующими просьбами: «Предлагаю испытать вашу теорию на моей семье. Для начала прошу принять в экипаж мою тещу, ее согласие мною уже получено» или «Я очень хороший попутчик, к тому же я дам вам разрешение съесть меня, когда вы проголодаетесь». Лишь спустя некоторое время был найден подходящий спутник в лице Джона Палмера, безработного яхтсмена из Панамы.

Ален Бомбар и Джек Палмер

Прежде чем оказаться за бортом по своей воле, Бомбару еще предстояло невольно испытать несколько кораблекрушений. Для начала мужчины отправились в пробное двухнедельное плавание из Монако на Майорку. План был такой: вдвоем они должны на такой же лодке и в таких же условиях, в которых оказываются люди, потерпевшие кораблекрушение, остаться без воды и еды и доказать всему миру, что даже в этих условиях можно выжить.

«Средиземное море, столь обманчиво напоминающее озеро, должно было стать нашим полигоном для испытания снаряжения и людей. Чем немилосерднее оно будет к нам, тем большую службу оно нам сослужит. Так мы узнаем, что нас ждет впереди, и будем готовы к встрече с Атлантическим океаном»
Ален Бомбар

По окончании эксперимента, во время которого исследователи съели всего двух морских окуней, несколько ложек планктона и выпили по несколько литров морской воды, а их снаряжение выдержало самые сильные волны, Палмер отказался принимать дальнейшее участие в экспедиции. До конца так и неясно, что остановило панамца, но что бы это ни было, в назначенный день отплытия он так и не пришел.

Утром 19 октября 1952 года, когда установился благоприятный северо-северо-восточный ветер, Бомбар, покинув Лас – Пальмас, начал своё одиночное плавание на «Еретике».

Маршрут Алена Бомбара через Атлантику

Маршрут для путешествия был выбран неслучайно. Бомбар плыл по следам Христофора Колумба, который следовал из Испании в Гран-Канарию, а затем к островам Зеленого Мыса и Антильским островам. Этим путем ходили в Америку все парусные суда: пассаты и течения неизбежно выносили к берегам Америки. Атлантический океан идеально подходил для планов Бомбара: он достаточно большой, чтобы наверняка доплыть до какой-нибудь суши за 2 месяца, но при этом на пути ему встретится минимум «соблазнительных» для остановки островов. 

В первые же ночи, еще недалеко от канарского берега, авантюриста настиг шторм, спустя несколько часов после которого Бомбар потерял сознание и очнулся уже в почти затопленном судне, которое всего на пару сантиметров показывалось над поверхностью. Вычерпав всю воду, лодка вновь оказалась на плаву. 

Здесь стоит отметить, что Ален отказался от непромокаемой спецодежды. На нем были обычные брюки, рубашка, свитер и куртка. Ведь когда корабль тонет, человек обычно не успевает подумать о своем гардеробе. Промокнув насквозь, француз обнаружил, что даже влажная одежда сохраняет тепло тела. Так родилось еще одно правило: «Потерпевший кораблекрушение не должен снимать одежду, даже если она промокла»

Едва шторм утих, случилась новая беда — у «Еретика» лопнул парус. Бомбар заменил его на запасной, но и он вскоре пришел в негодность из-за очередного порыва ветра. Оставшиеся 60 дней пути врач шел с зашитым вручную парусом. «Зато теперь я знаю наверняка: перевернуться «Еретик» не может. Как я и рассчитывал, он держится на волне, словно акваплан или платформа, которая скользит по поверхности, не оказывая сопротивления. Будь у меня другая лодка, она давно бы уже плыла вверх дном: подходящих для этого случаев было предостаточно» — пишет Ален в своей книге. 

«Здесь не было ничего общего со Средиземным морем, этим часто посещаемым людьми цивилизованным озером, воды которого бороздят многочисленные суда. Покинув испытательную площадку Средиземного моря, я плыл теперь по бескрайнему океану. Здесь нечего было надеяться на случайную встречу. Океан должен был дать истинную оценку моему опыту. Контраст был разителен, и события, разыгравшиеся в самом начале плавания, подчеркнули его еще больше»
Ален Бомбар

Помимо непогоды, сохранности надувного плота угрожали морские обитатели. Резину могла запросто проткнуть рыба-меч и парусник, а как-то ночью неизвестное существо огромными челюстями отгрызло тент из прорезиненной ткани. Также путешественнику приходилось отмахиваться веслом от акул, так и норовивших вцепиться в него зубами. Одна из акул напала решительнее других и не боялась ударов. Бомбар предположил, что она уже пробовала человечину, и убил ее, распоров ножом брюхо. «Эти хищники — жалкие трусы. Достаточно щелкнуть их по носу, и они обращаются в бегство. Обычно это происходит так: акула приближается и начинает тыкаться мордой в лодку; я хватаю весло и с размаху бью ее по голове. Перепуганная акула ныряет и поспешно скрывается в глубине», — вспоминает Ален. 

Еще более опасными оказались ракушки, которые гнездились на клеевых швах лодки и стремительно прорастали, что неизбежно вело к разрыву резины. Понимая, что даже самая маленькая поломка может привести к концу не только эксперимента, но и жизни, на борту судна царила строгая дисциплина. На протяжении всего плавания Бомбар придерживался заранее продуманного распорядка дня. На рассвете он собирал урожай: за ночь на борт шлюпки выбрасывалось от 5 до 15 летучих рыб, начиная с третьего дня после отплытия и до самого конца плавания. На завтрак он съедал часть рыбы сырой, а часть вялил на борту лодки по методу рыбака Сантьяго из рассказа Хемингуэя «Старик и море» (потрошил, резал на части и сушил на солнце). Затем рыбачил: Бомбару было достаточно около часа, чтобы обеспечить себя пищей на весь день. Ален из принципа не взял с собой удочки и сети. Обходясь подручными средствами, он соорудил гарпун из ножа и весла, а в качестве крючков использовал кости первой добытой рыбы.

После этого был ежедневный осмотр, ощупывание и выслушивание лодки, которые не раз помогали ему предотвратить катастрофу. Путешественник считал, что подобная бдительность необходима всем терпящим бедствие на море. Далее полчаса занятий гимнастикой, чтобы сохранить силу мышц и гибкость движений. И, наконец, сбор планктона: достаточно было бросить за борт обычный носок на веревке, чтобы в течение дня добыть в общей сложности 2 столовые ложки планктона.

Приближается полдень — время определения координат. Для этого Ален считал волны, не отрываясь от зрительной трубки секстанта, и когда его подхватывал седьмой вал, он бросал взгляд на горизонт, совмещал нижний край солнечного диска с линией горизонта, описывая секстантом круговое движение, чтобы удержать солнце на этой касательной. Далее следовало полное медицинское самоосвидетельствование: кровяное давление, температура, состояние кожных покровов, волосяных покровов, ногтей, слизистой. Затем метеорологические наблюдения: температура воздуха и воды, состояние атмосферы. Ну и в завершении дня Бомбар подводил итог своих наблюдений за день: как клевало, сколько и какой рыбы, планктона он выловил и так далее. А на ночь, после ужина он позволял себе часок-другой послушать радио.

Несмотря на предупреждения биологов, опытных моряков, яхтсменов и спасателей Ален обнаружил, что в открытом океане очень много непугливой рыбы, которая, в отличие от прибрежных, легко клевала и была вполне съедобна в сыром виде. К примеру, та же стайка из шести дорад, сопровождавшая его на протяжении всего плавания. Также он ловил птиц, которых тоже ел сырыми, обгладывая кости и хрящи. Около недели пил морскую воду, а все остальное время — выжатый из рыбы сок. Для извлечения сока Бомбар резал мясо рыбы на мелкие кусочки и отжимал жидкость с помощью рубахи. Получалась жидкость из жира и сока, противная на вкус, но пресная. С крупной рыбой проще: на ее теле можно делать разрезы и сразу пить сок. В новый рацион также вошел планктон, который Ален считал верным средством от цинги. Ну а взятая с собой коробка с аварийным запасом так и осталась нераскрытой.

Спустя месяц в бескрайнем океане путешественник начал замечать признаки того, что земля близко: в небе постоянно появляются птицы, насекомые, то тут, то там плавают листья и кора дерева. До суши оставалось несколько десятков миль, которые судно не могло преодолеть из-за штиля. 

Утром 10 декабря на горизонте появился судно «Аракака» которое направлялось из Ливерпуля в Джорджтаун. Капитан заметил Бомбара и предложил ему помощь. Тот поднялся на судно, чтобы узнать точные координаты. Как оказалось, до земли осталось 600 миль. Мореплавателю предложили остаться, и он согласился. Но почти сразу передумал, осознав, что если он доберется до суши не на лодке, сам эксперимент в глазах обывателя потерпит крах. Поэтому приняв душ и позавтракав, он спустился обратно в лодку.

В конце путешествия «Еретик» начал протекать. Днище стало пропускать воду. В последние 10 дней пути эта проблема превратилась в настоящую каторгу. Каждые 5 часов вода достигала уровня деревянного настила, поэтому приходилось ее вычерпывать, пользуясь туфлей.

Вскоре Бомбар встретил еще одно судно. С капитаном они выпили по чашке кофе. До северного побережья острова Барбадос оставалось 70 миль. То есть до суши теперь можно было добраться всего за сутки! Разумеется, теперь о том, чтобы остаться на корабле, не могло быть и речи.

22 декабря 1952 года Бомбар добрался до острова Барбадос, где и завершил свой рейс длиной 4 400 км. Ценой за подвиг стало абсолютное физическое истощение. Ален похудел на 25 килограммов, заработал расстройство зрения, а уровень гемоглобина и эритроцитов в организме граничил со смертельным. Ногти на пальцах ног выпали, а вся кожа покрылась сыпью.

Бомбар изначально поставил себя в безвыходное положение: либо умереть мучительной смертью, либо выжить и доказать свою теорию на практике. Не жалея себя, он боролся до последнего, и у него все получилось. На личном примере мореплаватель продемонстрировал торжество знаний и умений над страхом — губительным спутником кораблекрушений. И хотя Ален оказался за бортом по своей воле, он доказал, что любой потерпевший кораблекрушение может выжить и достигнуть земли при должном уровне подготовки и знаниях.

Итогом этого приключения стала написанная книга «За бортом по своей воле», собранная из заметок, которые путешественник вел непрерывно. Развивая свой успех, он разрушил традицию, по которой поиск потерпевших кораблекрушение продолжался неделю или в редких случаях 10 дней. Также он обосновал необходимость обязательного оснащения всех судов спасательными шлюпками, которые в народе стали называть «бомбарами». Потом он еще не раз предпринимал плавания с самыми разными целями. Он первым доказал, что нельзя сваливать в море радиоактивные отходы. Но 40 лет назад это было не так очевидно, как сейчас. Он занимался изучением морской болезни и бактерицидных свойств морской воды, боролся с загрязнением Средиземного моря. Но главным итогом жизни Бомбара остаются десятки тысяч людей, которые написали ему: «Если бы не ваш пример, мы бы погибли».

«Теперь я буду бороться за то, чтобы моя «ересь» была понята и стала христианской верой для всех, кто в будущем может потерпеть кораблекрушение»
Ален Бомбар

Ален Бомбар

Автор – молодой журналист Вероника Разумовская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *