Богатство сёл и деревень бурят Янгутского рода

«Без встречи не знакомятся, без мучений ученым не становятся»

Бурятская Народная пословица

Буряты, как и многие другие национальности, имеют историю возникновения  своего народа, исповедающих свои традиции и обычаи. История происхождения Янгутского рода воспета во многих легендах, одна из которых повествует о том, что  согласно преданию, потомки янгутского рода свою родословную возводят к мифическому Буха- Нойону — зятю Чингисхана, руководителя тумена с численностью до 10000 воинов. От Янгута, являющегося представителем пятого поколения от Буха- Нойона, произошло название янгутского рода. Предание гласит, что предки рода являются выходцами из Северной Монголии, перекочевавшие оттуда в Кудинские степи. Так, во время небольшого путешествия, предки янгутского рода ехали на свадьбу по ту сторону реки Ангары в Кудинские степи. На торжество ехала одна беременная женщина по имени Егтэ-Эмэ — хитрая и коварная, как олицетворяет качества женщины легенда. По дороге около села Куда, расположенной неподалеку от Иркутска, Егтэ- Эмэ почувствовала приближение родов. Тогда решили оставить ее здесь и поручить одному из спутников ухаживать за ней. В этом шалаше она и родила сына, которому дали имя Енгууд, что в переводе значит «Янгут, родившийся от хитрой, коварной женщины».

Впоследствии на том месте, где будто бы стоял шалаш, была выстроена церковь. До прихода советской власти потомки янгутского рода, проезжая через село Куда, совершали шаманский обряд: брызганья у церкви в честь своего предка. В  1920 году церковь была разрушена, а в 1990-х годах примерно в тех местах подняли барисан, так как данная местность считается бурятами святой.

С недалеких времен улусы Янгутского рода расположены по долине реки Осы.  Среди них есть жители улуса Енисея, расположенного в западной части Янгутского рода и жители улуса Харанохой, находящегося в восточной части в верховьях реки Осы, состоящие из представителей потомков Янгута. 

В свое время, русская путешественница и ученый-этнограф Александра Викторовна Потанина, проводя исследования по малоизученным и неисследованным регионам Восточного Тибета, Китая, Северо-Западной Монголии и Сибири, затронула  образ жизни местных народов Бурятии, выводя  следующее научное понятие улуса:

У бурят домохозяин обыкновенно огораживает пространство около своих юрт жердями верст на пять в окружности — в этих загородках пасется его скот, около юрты с течением времени выстраиваются амбары, затем с увеличением семьи, рядом с отцовской юртой строятся юрты сыновей, внуков, племянников — и вот такой-то поселок уже называется улусом, но каждая вновь строящаяся юрта старается отгородить себе для своего скота пространство побольше и улус раскидывается иногда на несколько верст. Однако при крепком родовом устройстве связь между членами улуса поддерживается, и это доказывается, например, наличностью одной общей кузницы, одной для всех русской печи для печения хлеба»

В настоящее время значительно расширилась территория Енисейского улуса. Как показывает многолетняя статистика, это произошло по причине укрепления колхозов и централизацией перечисленных объектов на центральной усадьбе Енисейского улуса. Если раньше до 1941 года на территории Бурят — Янгутского булсовета были колхозы «Знамя Труда», имени Ленина, «Енисей», колхоз имени Молотова, то уже в 1949 году происходит укрупнение и объединение колхозов в один колхоз имени Кирова, который просуществовал до 2000 года. В 2000 году колхоз имени С.М. Кирова распался на 13 фермерских хозяйств, которые до сегодняшнего дня существуют на территории, где проживают буряты Янгутского рода. Колхоз имени С.М. Кирова — был одним из передовых в районе, где большое внимание уделялось животноводству и земледелию, которое давало  свои плоды еще до Октябрьской революции 1917 года.

 «В качестве домашних животных буряты содержали лошадей, крупный рогатый скот, овец, коз и свиней» — пишет Иван Матвеевич Манжигеев в своих исследовательских работах по Янгутскому бурятскому роду. 

Среди домашнего скота значительное место занимала лошадь. Раньше лошадей  у бурят было значительно больше. Местные жители жили за счет лошадей, а не крупного скота. Объясняется это обстоятельство тем, что лошадь для бурят — охотника в прошлом была не только рабочей силой, но и важным источником продовольствия. Стадо лошадей составляли главное богатство бурятского народа, в том числе и столбы коновязей считались священными, с ними связывали счастье дома. 

Сейчас у местных бурят коневодство утратило свое значение, тогда как развитие скотоводство перешло по линии всевозрастающей роли крупного и мелкого рогатого скота, хозяйственное значение которых заключалось и в получении мяса, и в получении молока, и в получении овчины. Лошадь как рабочая тягловая сила постепенно утрачивает свое значение. Разведение крупного рогатого скота было связано с сенокошением, которое расширяется с увеличением поголовья. С ростом численности неземледельческого населения Иркутской области увеличивался спрос на продукты животноводства, отсюда и увеличение поголовья крупного рогатого скота. В 1933 году в Бурят — Янгутах появляются первые общественные фермы. Из мелкого рогатого скота местные буряты по преимуществу разводят овец и незначительное количество коз. Вторым важнейшим после скотоводства занятием бурят является земледелие, которое иллюстрируется у Ивана Матвеевича в научных работах:

«Развитие земледелия у  бурят вызывалось их нуждой в дополнительных ресурсах к скотоводческому хозяйству и устойчивых запасах растительной пищи, влиянием примера русских  крестьян, усилением спроса на хлеб в Восточной Сибири».

Сейчас бурятские хозяйства  усовершенствованы всеми сельскохозяйственными орудиями и вышекачественной техникой. Система земледелия и землеустройств  стала представлять комплекс агротехнических, мелиоративных и организационных мероприятий, направленных на эффективное использование земли, сохранение и повышение плодородия почвы, обеспечение производства основных видов продукции. По территориальным муниципальным образованиям Осинский  район насчитывает 12 муниципальных образований со статусом сельских поселений: села Бильчир, Енисей, Ирхидей, Хокта, Майск, Ново-Ленино, Обуса, Оса, Унгин, Усть-Алтан; деревня Русские Янгуты и поселок Приморский.  Большинство домов этих территорий имеют весьма большие размеры по сравнению с русскими сёлами и деревнями, в которых проживают единовременно несколько родственных семей, активно помогающих друг другу в сельскохозяйственной жизни. Уже при подготовке свадьбы родители жениха и невесты, в том числе и близкие родственники,  заранее присматривают подарок. В большинстве случаев, родители дарят на свадьбу большую сумму денег, украшения, сделанные из золота или серебра, а также обязательным элементом корову или как называют ее буряты «Тёлка» для развития сельского хозяйства, добывания натурального молока и мяса. По словам бурятов, проживающих на территории села «Оса», дорогие подарки дарятся молодоженам с целью финансовой поддержки для стройки дома или покупки квартиры в городе, разведения скотоводства, в случае того, если молодожены собираются оставаться жить в деревне, создания благоприятных условий для будущих детей. Молодожены, со своей стороны, в знак благодарности должны отблагодарить своих родных, друзей и дальних родственников, пришедших на свадьбу, достойными подарками в тот праздничный день, на который будут приглашены в качестве гостя. Это может быть как новое сватовство, так и взрослый или детский день рождения. Более того, на каждый праздник, будь это свадьба или стандартное день рождение, собирается достаточно большое количество человек, что редко можно встретить у русского человека. По словам бурятов «свадьба на сто человек — это не свадьба. Это обычный торжественный вечер».

Таким образом, сельскохозяйственный строй и культура бурятов Янгунского рода, проживающих на небольших территориях в виде деревень, поселков и сёл, представляет богатое  явление в человеческой истории, на территориях которых активно развито не только скотоводство и земледелие, но и быт бурятских семей, проживающих в больших благоустроенных домах со всеми необходимыми средствами для деревенского уклада, что далеко не является тождественным для русских деревень. 

Источник информации: Летопись села Бурят- Янгуты, 2020 год

Личный разговор с бурятским населением из села Осы.

Автор: Анастасия Спешилова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *