Был ли обречен Титаник?

Катастрофа лайнера «Титаник», крупнейшего пассажирского корабля мира, произошедшая незадолго до Первой мировой войны, до сих пор служит предметом интереса писателей, историков, кинематографистов. Неформально является самой знаменитой катастрофой ХХ века.

Всемирно известный и считавшийся непотопляемым лайнер «Титаник» затонул в водах Атлантического океана ровно 109 лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Прошло уже больше века с момента громкой катастрофы, но до сих пор гибель «Титаника» следовавшего по трансатлантическому маршруту Саутгемптон — Нью-Йорк, окружает множество подчас самых мистических и зловещих слухов, заставляющих современного человека содрогнуться от ужаса.

Мистика началась еще до выхода лайнера в плавание. 

Титаник не был освящен по морскому обычаю, о борт не разбивали бутылку с шампанским. Владельцы судоходной компании верили в технический прогресс и считали старые морские обряды пережитком прошлого. 

Зимой 1912 года когда начали продавать билеты на Титаник, примерно в это же время тот роковой айсберг вместе с Гренландским течением повернул на юг и поплыл вдоль северо-восточного побережья Канады. Дело в том, что при слиянии двух антициклонов произошла их регенерация (процесс повторного усиления). В результате в начале апреля в западной Атлантике дул северо-северо-западный ветер. Направления ветра и холодного Лабрадорского течения совпадали, благодаря чему айсберги достигли трансатлантических судоходных путей на месяц раньше обычного. Проникновению многочисленных плавучих льдов на южную трансатлантическую трассу, по которой вскоре последует «Титаник»…

3 апреля Титаник прибыл Саутгемптон, лайнер и его экипаж уже были готовы к плаванию, когда возникло неожиданное препятствие. В Англии началась забастовка шахтеров, что было вполне заурядной ситуацией для того времени, но отплытие Титаника оказалось под угрозой из-за нехватки угля. 

Но именно в этот момент руководство «White Star Line» приняло решение, которое стало началом череды случайностей, недоразумений сыгравших свою роль в судьбе корабля. 

Уговаривая капитанов и судовладельцев, убеждая и переплачивая они выкупили весь уголь на складах и имеющихся в других судах. И далее последовала будто цепная реакция судьбоносных совпадений. Многие рейсы были отменены, пассажиры сдавали купленые билеты, и стремились попасть на Титаник, возможной единственное судно, которому следовало остаться в порту.

Говорят, что некоторым пассажирам за несколько дней до отплытия приснились сны о том, что судно тонет, а они становятся жертвами трагедии. Этим объясняют отказ от плавания некоторых пассажиров. Например, лондонский бизнесмен по имени Джон Миддлтон две ночи подряд видел страшные сны, оказавшиеся вещими, в котором корабль тонул, а люди барахтались в воде. Напуганный Миддлтон отложил свое путешествие в Америку, и это спасло ему жизнь.

Были и те, кто поднялся на борт корабля, но на остановке в Куинстауне, поддавшись необъяснимому предчувствию, покинул судно. Это была последняя остановка «Титаника» и последний шанс покинуть судно живым, и многие матросы и инженеры воспользовались им. Известна и история старшего помощника капитана Генри Уайлда, опытного моряка, ранее служившего на «Олимпике» – судне, аналогичном «Титанику». Незадолго до отплытия из Англии Уайльд, несмотря на то что остался на лайнере, писал своей сестре следующее: 

«И все-таки мне не нравится это судно, оно оставляет у меня какое-то странное, необъяснимое ощущение. Ощущение какой-то опасности, ненадежности».

Несмотря на это 10 апреля 1912 года Титаник торжественно отправляется в свой первый рейс. Через 7 дней он должен быть в Нью-Йорке. Около 2 500 человек забронировали на нем каюты, среди пассажиров оказался известный журналист Вильям Стид, который направлялся на мирную конференцию в США.

В один из вечеров Вильям Стид решил пойти в библиотеку, одним из первых романов, попавших ему в руки, оказался роман с названием «Тщета», вышедший в 1896 году в Англии абсолютно никому не известного автора Моргана Робертсона. В его романе подробно описана гибель огромного пассажирского парохода. Место гибели – Атлантика, на пути из Англии в Америку, столкнувшись ночью с айсбергом. Время – весна 1912 года. Название парохода – «Титан». Корабль из романа не успел свернуть из-за высокой скорости, в погоне за рекордами. Случайное ли это совпадение или оно имеет под собой мистическую основу?

Накануне отплытия, капитан Джон Смит произвел неожиданные перестановки в офицерском составе судна. Сам капитан прежде служил на судне «Олимпик» и захотел оттуда привести своего старшего помощника Генри Уальда. Для этого старкому Титаника Уильяму Мердоку пришлось подвинуться и занять место первого помощника вместо Чарльза Лайтторелла. В свою очередь он стал вторым помощником вместо Дэвида Блэра, а Блэру пришлось покинуть Титаник, о чем он весьма сожалел. 

Но здесь таилось очередное роковое недоразумение. Спустя 3 дня, когда Титаник уже вышел в море, Блэр обнаружил в кармане ключ от сейфа с биноклями, который забыл передать своему приемнику из-за спешки и собственного расстройства ввиду отставки. В дальнейшем это сыграло злую шутку, забрав возможность у впередсмотрящих заблаговременно увидеть айсберг прямо по курсу. Спустя 95 лет после катастрофы этот ключ был продан на аукционе за 90 000 фунтов стерлингов (180 000 долларов США).

Трагедия «Титаника» вызвала множество самых разных гипотез и легенд. Одна из них связана с «близнецом» судна «Титаник» — лайнером «Олимпик» во время ходовых испытаний в 1911 г. он столкнулся с крейсером, и получил повреждения, правда, недостаточные для того, чтобы получить крупную страховку. Возникла легенда, согласно которой компания-судовладелец «Уайт Стар Лайн» к тому времени уже несла финансовые потери, а страховка за корабль вполне могла покрыть все убытки, достаточно было лишь чтобы корабль получил еще большие повреждения. Появилась легенда, что у кораблей поменяли местами названия и в трагический рейс на самом деле направился «Олимпик». Плохо отремонтированный, он пошел ко дну при первом же столкновении с айсбергом. Но в 1985 г. специальная экспедиция на батискафе обнаружила место залегания «Титаника» на дне Атлантического океана на глубине 3750 м. С парохода подняли детали, на которых был отштампован строительный номер 401, принадлежащий «Титанику» (строительный номер «Олимпика» был 400).

Важно отметить, что 14 апреля «Титаник» получил 7 ледовых предупреждений от различных судов, пересекавших Северную Атлантику, но, несмотря на это, лайнер продолжал идти почти на предельной скорости, чтобы успеть в Нью-Йорк к назначенному сроку. Последнее и самое важное из ледовых предупреждений около 22:00 было проигнорировано. Капитан парохода «Калифорниэн» опытный моряк Стенли Лорд решил не рисковать, пробираясь ночью среди льдин, пароход лег в дрейф на краю ледяного поля, а радист отправил ледовое предупреждение Титанику и всем окрестным кораблям. Но радисты Титаника были слишком заняты отправлением частных телеграмм, всего около 250 за вечер 14-го апреля. 

«Это была удивительно спокойная ночь, неподвижный океан как черное зеркало, спать никому не хотелось…» — воспоминания одного из уцелевших в катастрофе. 

Спокойную погоду и веселый весенний вечер на лайнере в Северной Атлантике разрушили все предыдущие совпадения, которые сошлись в одной точке над Титаником.

В ту ночь не светила Луна, и у вперёдсмотрящих не было биноклей (ключ от сейфа, в котором они хранились, случайно забрал с собой Дэвид Блэр, которого в последний момент сняли с рейса). Следует заметить, что использование вперёдсмотрящими биноклей в ночное время только осложнило бы задачу обнаружения льда, так как увеличительная оптика сильно ограничивает угол обзора. За 2 недели до этого 30-метровый айсберг попав в Лабрадорское течение, начал подтаивать и переворачиваться. От этого его поверхность стала полупрозрачной и отражающей ночное небо. Спокойное море отлично замаскировало айсберг. Вперёдсмотрящие были предупреждены о ледовой опасности, им и другим членам экипажа Лайтоллером было приказано высматривать на море айсберги и ледяные обломки особенно тщательно.

В 23:30 Флит и Ли заметили впереди на горизонте лёгкую дымку, но не придали этому значения. Через 9 минут Флит увидел прямо по курсу примерно в 650 м очертания айсберга. Впередсмотрящий трижды ударил в колокол, что означает препятствие прямо по курсу, сигнал принял первый помощник Уильям Мэрдок. «Право на борт» (по терминологии 1912 года команда «Право на борт» означала поворот штурвала максимально влево). Сам же перевёл рукоятки машинных телеграфов в положение «Стоп машина» (возможно, Полный назад). Чуть позже, чтобы корма не задела айсберг, он скомандовал «Лево на борт», пытаясь таким образом обойти вокруг айсберга. Порядка 30 секунд ушло на то, чтобы паровой приводной двигатель повернул перо руля. Остановка винтов привела к снижению угловой скорости (уменьшилась поворотливость). Вероятно, столкновения можно было бы избежать, продолжая двигаться на полном ходу.

В 23:40 14 апреля во время первого рейса самый большой на тот момент океанский лайнер с 2208 людьми на борту по касательной столкнулся с айсбергом и получил серьёзные повреждения обшивки корпуса по правому борту на 90 метров. Спустя 2 часа 40 минут — в 2:20 15 апреля — полностью ушёл под воду. 

Вопреки распространённому мнению, айсберг не «разрезал» обшивку Титаника. От давления лопнули заклепки, стальные листы обшивки погнулись, между ними образовались зазоры, через которые в отсеки стала поступать вода.

На верхних палубах большинство пассажиров почти ничего не почувствовали. Стюарды, готовившие в обеденном зале закуску, обратили внимание на лёгкое позвякивание столовых приборов. Многие пассажиры ощутили небольшой толчок и лёгкое дрожание. Люси Дафф Гордон потом вспоминала: «Будто бы кто-то провёл гигантским пальцем вдоль борта корабля». Многие посчитали, что, вероятно, лайнер потерял лопасть винта. На нижних палубах столкновение было ощутимее: раздался сильный грохот и скрежет. Смазчик Уолтер Хёрст вспоминал:

«Разбудил скрежещущий треск по правому борту. Никто сильно не был встревожен, хотя мы понимали, что произошло столкновение».

Только после полуночи капитан Эдвард Смит отдал приказы начинать эвакуацию, передавать в радиоэфир сигнал бедствия и пускать сигнальные ракеты для привлечения внимания ближайших судов. Эвакуация была организована плохо, команда лайнера оказалась не подготовлена к чрезвычайной ситуации. Спасательные шлюпки спускались на воду полупустыми, хотя мест в них едва хватало для половины пассажиров лайнера.

Между тем экипаж в трюме под руководством главного механика Джозефа Беллла продолжал бороться с водой. Члены трюмной команды установили в носовые отсеки дополнительные насосы и продолжали откачивать воду. Инженеры, котельщики и машинисты выпускали пар из котлов в четвёртой котельной, чтобы те не взорвались во время затопления. В первых трёх котельных работа не прекращалась, вырабатываемый пар поддерживал работу генераторов, благодаря чему обеспечивалось бесперебойное электроснабжение судна

Катастрофа унесла жизни, по разным данным, от 1495 до 1635 человек. С тонущего лайнера спаслись 712 пассажиров и членов экипажа. Основная часть людей погибла от переохлаждения, поскольку температура океанской воды составляла −2°С (порог замерзания при солёности 35 ‰). 

Der Untergang der Titanic

Правдивы или нет, но даже после гибели Титаника его сопровождает масса леденящих душу легенд. Широко распространены сведения, что из воды спустя несколько десятилетий после катастрофы доставали выживших пассажиров «Титаника», якобы провалившихся во времени. Например, 9 августа 1991 года, команда исследовательского судна норвежского военно — морского флота «Ларсон Нэейпер» в 365 километрах юго-западнее Исландии (почти на том же месте) подобрала со спасательной лодки ещё одного человека, назвавшегося свидетелем гибели «Титаника». И это оказался не кто иной, как сам капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит. На нём была униформа пароходной компании «Уайт Стар», также при нём нашли старинную трубку для курения. Отпечатки пальцев найденного человека совпали с отпечатками, содержащимися в морских документах 80-летней давности и принадлежащими капитану Смиту. Дальнейшую судьбу спасённого Эдварда Джона Смита норвежские власти засекретили.

И уж совсем невероятную историю рассказывали члены команды рыболовного судна, в 1992 году сломавшегося в водах Атлантики. Судно остановилось, и рабочие занялись ремонтом. Вдруг из глубин океана, как рассказывают ошеломленные рыбаки, всплыл огромный корабль, по палубам которого в панике метались пассажиры. Через несколько минут судно-призрак вновь ушло под воду. Из-за неработающего двигателя норвежцы не могли подойти к месту катастрофы и оказать помощь плавающим в ледяной воде людям. Рыбаки дали радиограмму об этом невероятном событии. Ее приняли в штабе ВМС США. В указанный район срочно направился американский военный корабль, находившийся неподалеку. Ему удалось поднять из воды 13 человек, облаченных в спасательные жилеты. Все они были живы. А дальше на эту историю опустилась плотная пелена секретности. Пентагон отказался давать какую-либо информацию. Правительство Норвегии тоже.

Однако эксперт по морским катастрофам Филин Старнес заявил репортерам: «Возможно, в данном случае было перемещение людей во времени и переход их в другое измерение. Анализом происшествия занимается специальная группа исследователей. Могу только подтвердить, что 14 декабря 1992 года “Титаник” всплыл на поверхность и на его борту были живые люди».

Загадочный сигнал SOS

Через шестьдесят лет после катастрофы, 15 апреля 1972 года, Ллойд Детмер, радист американского линкора «Теодор Рузвельт», принял сигнал SOS. Сквозь помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему «Титанику».

Из любопытства Детмер решил затеять расследование и разыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что и они получали аналогичные сигналы. Интересно, что SOS якобы с «Титаника» были приняты в 1924, 1930, 1936 и 1942 годах, то есть раз в шесть лет. О 1978, 1984, 1990 годах ничего не известно, но в апреле 1996 года появилась очередная информация о сигнале SOS с «Титаника», полученным канадским судном «Квебек».

Некоторые ученые полагают, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала». И именно его и ловят моряки. Причем, по мнению ученых, периодичность «радиоматериализации» фантома работает в обе временные стороны. То есть SOS должен был ловиться не только в будущем, но и в прошлом: в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. Впрочем, в то время это было невозможно, так как сам радиосигнал был открыт только в 1895 году.

А самые отчаянные исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Джон Смит, капитан реального «Титаника», незадолго да катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Якобы этим можно объяснить его оцепенение, неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.

В пользу такой версии говорит и то, что корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили SOS с «Титаника» в 23 часа 17 минут, тогда как корабль столкнулся с айсбергом только в 23 часа 40 минут и никак не мог передать SOS 23 минутами раньше.

Все предания, связанные с гибелью непотопляемого лайнера, так или иначе говорят о том, что «Титаник» будто был обречен. Так ли это, и есть ли мистика в его гибели и в том, какие слухи ходят вокруг катастрофы века? Возможно это совпадения и фатальные стечения обстоятельств, но они преподали человечеству страшный урок о нашей хрупкости и уязвимости. И произошло это как раз тогда, когда Запад находился в зените могущества и самодовольства. 

Трагедия «Титаника» — это трагедия всего прекрасного 19 века, не справившегося с грозной силой, которой он больше всего восхищался — с прогрессом, с научно-технической мощью. Не айсберг «Титаник» погубил, а инерция, в том числе, инерция мышления. Уверенный в незыблемости своих порядков, старый мир не мог понять их условности, уязвимости, необязательности. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *