Ключевая роль Александра Вампилова в русской драматургии

 «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилова.. – кажется, самую душу и самую надежду почти единовременно потеряла с этими именами российская литература…»

Валентин Распутин

Одним из наиболее интересных и неповторимых явлений в русской литературе второй половины XX века является творчество Александра Валентиновича Вампилова. Несмотря на то, что А.В.Вампилов прожил достаточно небольшой промежуток времени и его литературное наследие значительно невелико по объему, Александр по праву считается выдающимся драматургом современности, чьи пьесы пользуются популярностью и в наше время, как и в театре, так и в кинематографе.

С самого детства Саша был очень талантливым и разносторонним ребенком. Проживая в посёлке Кутулик, он был капитаном футбольной команды, редактором школьной стенгазеты, знатоком русской поэзии, живописи и музыки. На колхозных работах Александр Вампилов познакомил своих одногруппников с поэзией Есенина, которая еще не входила в тот момент времени в школьную программу. Будущий драматург читал наизусть стихотворения поэта, удивляя и все больше заинтересовывая близких товарищей. Родившись в очень начитанной и интеллигентной семье, Саша, подобно отцу, который работал школьным учителем русского языка и литературы, испытывал жадный интерес к художественной литературе. Практически сразу после рождения сына, Валентин Вампилов был арестован и расстрелян в 1938 году. Изначально семья получила ошибочную информацию на свой запрос после реабилитации сталинских репрессий о том, что Валентин Вампилов умер от воспаления легких. На самом же деле Валентин Вампилов был сразу же расстрелян после ареста, о чем семья узнала намного позже. Как ни однократно упоминал сам А.В. Вампилов «я по отцу не скучаю, потому что я его не знаю». Многие впоследствии утверждали, что отсутствие мужской руки не отразилось на детстве Саши. Он рос радостным и очень любознательным ребенком. Помимо активного творческого образа жизни, Саша охотно увлекался рыбалкой вплоть до самой смерти. Поездки на Байкал были самыми теплыми и стали самыми последними воспоминаниями драматурга.

Родители Александра Вампилова

Чтение русской литературы в какой-то степени повлияло на творчество Саши. Со школьной скамьи и во взрослый жизни Александр Вампилов привык писать коротко и по существу. «Краткость- сестра таланта», как отмечал А.П. Чехов обращаясь в своем письме к своему брату Александру. Так, и многие полагают, что именно чеховские заветы повлияли на драматургию Вампилова. Практически всего его произведения написаны в очень сдержанной и краткой форме. Учительница русского языка и литературы Клавдия Токтоновна зачитывала его сочинения перед все классом как образец того, как нужно писать и выражать свою собственную мысль. Она видела талант будущего драматурга и всячески поощряла Сашу на своих уроках.

Принимая, в том числе, участие в школьном драматическом кружке в качестве актера и режиссера, Александр Вампилов выделялся среди всех остальных. Он шёл вперед над временем и уже в юные годы понимал, что такое театр и пьеса, как нужно воплощаться в роль и многое другое. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Вампилов играл одного из парубков, а также непревзойденным из него получился и старый цыган. 

Потеряв отца и дедушку в очень ранние годы, Саша был четвертым и самым младшим ребенком в семье. На помощь к матери приехала Александра Африкановна – бабушка Александра Вампилова, которая уделяла немало времени воспитанию детей. Уже в начале 7 класса Александр Вампилов пишет свое первое стихотворение для школьного вечера. Впоследствии, стихотворения Вампилова станут отправной точкой в его творческом пути. В след за поэзией, Александр напишет юмористические рассказы, а чуть позднее профессионально займется драматургией. 

Вопрос о будущей профессии Вампилова не сильно тревожил. Интересуясь литературой, он не усердствовал и не был увлечен другими предметами. В старших классах он принял решение поступать на литературный факультет и не сразу ему это удается. Только со второго раза Александр Вампилов поступает в ИГУ на историко-филологический факультет. В годы учебы в Иркутске он публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под  разными псевдонимами. Один из самых распространённых – А. Санин. На этот счет существует не мало предположений, почему будущий драматург в студенческие годы скрывал свое авторство. Возможно, как начинающий еще совсем автор, он хотел находиться в тени, дабы скрыть некоторого рода собственные недостатки, с другой же стороны псевдоним А.Санин мог быть связан с традицией выдающихся литераторов. Подобны им, Александр Вампилов использовал « эти изюминки» в своем начинающем творчестве.  

Первая публикация рассказа «Персидская сирень» под псевдонимом А. Санин в газете «Иркутский университет» 1 ноября 1957 года.

В 1959 году Александра Вампилова зачислили в штат иркутской областной газеты «Советская молодежь» и в Творческое объединение молодых, которое изначально было совершенно неформальным объединением творцов, работающих и приходивших общаться в редакцию «Советской молодежи» ради общих интересов: любви к литературе и творческим амбициям. В этой газете А.В. Вампилов проработал не только литературным сотрудником, но и заведующим отделом и ответственным секретарем.

Его самая первая и единственная при жизни книга прозы вышла в 1961 году под названием «Стечение обстоятельств». В отличие от опубликованных рассказов в газетах, в которых Александр Вампилов прибегал к псевдонимам, все свои статьи, очерки и эссе он подписывал сугубо своей фамилией – Вампилов. Наблюдая за творческим ростом будущего драматурга, редакция газеты отправляет в 1962 году Сашу в Москву на Высшие журналистские куры, где он усердно проучился пару месяцев. Затем с 1965 года А.В. Вампилов поступает на Высшие литературные курсы Союза писателей СССР, которые окончил в 1967 году. Во время и после учебы он уже создает свои первые драматические произведения — одноактные пьесы-шутки «Сто рублей новыми деньгами», «Воронья роща», «Дом окнами в поле» и многие другие.

Набив руку и пересмотрев свой дальнейший путь, Александр Вампилов уходит из газеты в 1964 году и целиком посвящает себя драматургии. Выбор Саши не обошёлся без последствий. Когда он приехал к матери и сообщил о принятом решении, Анастасия Прокопьевна очень сильно негодовала и переживала за финансовое благополучие своего сына, у которого на тот момент времени появилась уже семья. Работая в газете, он получал стабильный заработок и быстро рос по карьерной лестнице. В редакции Сашу очень любили и уважали. Мать боялась за будущее сына, но Саша настоял на своем. Он был абсолютно уверен и убежден в том, что он сможет стать драматургом с большой буквы и это действительно свершилось.

Ольга и Елена- Жена и дочь А.В. Вампилова

Безусловно нельзя сказать, что никто не видел его таланта. Если опираться на письма А.В. Вампилова, то во многих Московских театрах работы драматурга находили отзыв, но советская цензура даже если допускала к публикации его произведения, то при постановке их на сцене давала резкий отбой. Александр никогда не писал того, что могли легко и непринужденно поставить в стенах театре. Он поднимал сложные темы, те актуальные проблемы, которые существуют и в наше время. Цензоры с большими претензиями относились к его творчеству, ведь публикация произведения это одно, а выход его на сцене это совершенно иное. Актерская игра вызывала большую опасность, ведь актер полностью демонстрирует героя со всеми его взглядами на жизнь и образа жизни, которые никак не соответствовали чертам советского человека. Как многие отмечают, Вампилов стал выдающимся драматургом в том числе благодаря своему сильному упорству и стойкости. В отличие от писательской деятельности, драматург должен пройти два испытательных круга. Первый круг, это разрешение издательства на публикацию произведения и второй круг — это разрешение постановки произведения уже на сцене. И даже все это не конечный вариант в деятельности драматургии. В подготовке спектакля участвует режиссер, актеры, редакторы и другие немало важные лица, которые на свой вкус и лад добавляют, изменяют, вносят свои корректировки в содержание пьесы. Александр Вампилов трепетно работал над текстом, передоговаривался с актерами и делал все возможное для того, чтобы на сцену выходила та пьеса, содержанием которой Александр Вампилов будет доволен.  Даже при публикации пьесы «Дом окнами в поле» в журнале Театр, когда Александр Вампилов увидел, что редакторы вырезали какие-то кусочки из пьесы без его ведома, которые для Саши были очень значительными и важными, он не промолчал. Саша написал в ответ, что «автор я хоть незначительный, но вредный». И в самом деле, вслед за этими словами жена Александра Вампилова в его будущих пьесах вписывала от руки вырезанные цензурой кусочки, чтобы автор мог предлагать её в театрах в первозданном виде. Так он трепетно и пристрастно относился к своей работе. Александр Вампилов всегда хотел получить пьесы в таком виде, которые будут полностью соответствовать его пониманию. И ради этого он делал очень многое.  Саша мечтал стать русским драматургом, и он не искал легких путей. В свое трудное время, когда его пьесы не ставили в театрах, коллеги предлагали Саше пройти простой путь на сцену. Так как его отец был бурятской национальности, драматургу предложили продвинуться в творчестве в качестве бурятского писателя. На тот момент времени были большие квоты для национальных писателей, и цензоры закрывали глаза на многое, но он отказался от предложения. Возможно, Александр хотел быть признанным среди русских классиков и войти в театральную литературную сферу, как писатель без всяких поблажек и снисхождений.

Вписанные от руки вырезанные из пьесы кусочки из пьесы «Утиная охота»

В 1964-1965 годах Вампилов опубликовал свои рассказы в коллективных сборниках «Ветер странствий» и «Принцы уходят из сказок». Его Первая многоактная пьеса драматурга «Прощание в июне» была опубликована в 1966 году. Это было одно из тех произведений, которым Александр Вампилов так и не был доволен до конца. Он постоянно исправлял и коррективарол пьесу еще многие годы.  Нарастая творческий талант, в 1965 году Вампилов вступает в Союз писателей и через пару лет создает несколько гениальных пьес: «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске» и других.

Пьеса А.В. Вампилова » Старший сын» с его автографом «Дорогой маме от младшего сына 10 июля 1970 года»

18 ноября 1969 года Иркутский драматический театр, получивший незадолго перед тем имя Н. П. Охлопкова, впервые показал комедию молодого местного автора Александра Вампилова «Старший сын». 

«Этот ноябрьский вечер стал переломным моментом в репутации Вампилова — драматурга. Словно беспроволочный телеграф разнес по городу, что в театре происходит что-то интересное: на спектакль потянулись даже те (из молодежи особенно), кто до сих пор и дороги — то в это учреждение не знал.  Каждый непредубежденный человек в зале ощущал, что, несмотря на вовсе не легкую жизнь и не ангельские характеры героев, общий колорит произведения светел, что на сцене в итоге совершается победа добрых начал над злыми в человеческих душах. Победа, не заданная автором изначально, а выстраданная, ставшая закономерным итогом всех смешных и грустных приключений этих людей. Произведения вызывали горячие отклики, однако ставить их не брался ни один театр в Москве и Ленинграде, только провинциальные театры».

Виталий Нарожный. – театральный критик

К 1972 году отношение столичной театральной общественности к пьесам Вампилова стало наконец меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки Театр имени Ермоловой, «Прощание в июне» — Театр имени Станиславского. В марте 1972 года прошла премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском большом драматическом театре. «Ленфильм» подписал с А.В. Вампиловым договор на сценарий «Сосновых родников».

Казалось бы, жизнь драматурга стала приобретать новые краски: ставятся в театрах пьесы, приходят интересные идеи для создания новых произведений и все бы ничего, если бы не внезапная смерть драматурга. 17 августа 1972 года Александр Вампилов утонул в озере Байкал. На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа — водевиль «Несравненный Наконечников».

А.В. Вампилов вместе с Глебом Пакуловым

Трагическое событие произошло незадолго до 35летия Саши. В сентябре его ждали долгожданные Московские премьеры, но перед этим он решил пожить некоторые время на Байкале в доме его друга Глеба Пакулова. Там была мансарда с видом на Байкал, где Вампилов обычно работал. Именно в этой доме Александр собирался справлять свой юбилей и уже приглашал на него близких друзей. 17 августа Вампилов с Глебом Пакуловым отплыл от молчановой пади на лодке за рыбой для праздника. То, что случилось после, Глеб Пакулов рассказ своему другу Арнольду Харитонову спустя несколько дней со дня трагической гибели Александр Вампилова. Он говорит: «В момент вот этого самого происшествия, Саня сидел за рулём. Он закуривал сигарету и Глеб давал ему прикурить. В это самое время в лодку залетел топляк и она вывернулась наизнанку. Саню выкинула далеко вперед, а Глеба закрыло лодкой. Он вынырнул и сразу же схватился за лодку, а Вампилов начал плыть к берегу, все время оборачиваясь на Глеба и крича «плыви, а от утонишь». Подплывая к суше, Саше оставалось проплыть 7-8 метров, как вдруг он выкинулся из воды. Очевидно, в этот момент времени у Вампилова не выдержало сердце, ведь вода в Байкале такая холодная, что человек долго не может в ней продержаться.»

Могила Александра Вампилова у берегов Байкала ( поселок Листвянка)
Жилетка А.В. Вампилова, в которой он был на предпремьерном показе первой постановки спектакля «Старший сын» в Иркутске.

На похороны Александру Вампилову собрался весь город. Его лучшие друзья, мама, жена и дочка на протяжении многих лет хранили и передавали мемориальные вещи драматурга разным музейным отделам. В настоящее время это стало придавать особую историческую ценность и значимость ко всем материалам.

Только после смерти Александр Вампилов начала приобретать свою известность. Зашевелился театр и кинематограф, как будто разглядели то, на что раньше не обращали внимание. Есть немало предположений с чем это было связано. С одной стороны, автор становится теперь более безопасней для читающих и его работы смело можно публиковать и ставить на сцене. С другой стороны, смерть автора ознаменовала у многих чувства вины и раскаяния за то, что не успели разглядеть и рассмотреть его работы с более глубже. Несчастная трагедия привлекло внимание общество. Ушел из жизни молодой гений, который мог еще создать очень много выдающихся произведений.

Научный сотрудник «Культурного центра Александра Вампилова» Юлия Морозова.

Статья подготовлена по материалам беседы с научным сотрудником «Культурного центра Александра Вампилова» Юлией Морозовой. Автор: журналист Анастасия Спешилова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *