Подземелья Иерусалима

В 1867 году сэр Чарльз Уоррен капитан инженерных войск ее величества королевы Великобритании, отправляется в Иерусалим для изучения системы водопроводного снабжения древнего города. Таковой была официальная версия его командировки на ближний Восток. 

Дагерротип 1844 года работы Жозефа-Филибера Жиро де Пранжи (самая ранняя фотография города)

На самом деле, господина Уоррена и организацию занимающаяся ближневосточной археологией к тому времени интересовал не водопровод, а таинственный лабиринт, идущий глубоко под городом. По их предположениям, там находился некий сакральный центр, где могли быть сконцентрированы древние знания. Легенда о несметных богатствах третьего израильского царя была сложена еще в годы его правления (10 век до н.е.), но с тех пор их никто так и не смог обнаружить. И безусловно, эта тайна сокровищ Соломона интересовала сэра Чарльза Уоррена.

Ч.Уоррен

Уоррену удалось проникнуть в подземный ход через водопроводные коммуникации под Иерусалимом, но вместо ожидаемых сокровищ нашел там целый подземный город.
На древнееврейском языке слово Иерусалим звучит как Йерушалаим. Окончание -аим указывает на двойственность. Вероятно, название приобрело форму, совпадающую с формой двойственного числа на древнееврейском, по аналогии с названиями других городов Иудеев. Есть также предположение, что название Йерушалаим связано с тем фактом, что город расположен на двух холмах.

В мусульманских источниках первоначальное название Иерусалима Илия впоследствии стало связываться со святостью: Мадина Байт ал-Макдис («город Храма»), а затем просто Байт ал-Макдис (Храм). В X веке в арабском языке закрепилось заимствованное из древнееврейского название Урушалим с эпитетом ал-Кудс («святость», «святой»: Байт ал-Кудс — «святой Храм» или Мадина ал-Кудс — «Святой город»)

На самом деле история города многослойна и полна множество войн, даже в известной всем истории, ни один город не пережил столько разрушительных катастроф, сколько Иерусалим. Хананеи и филистимляне, хетты, цари египетские и ассирийские, греки, римляне, правитель Византии, арабы, крестоносцы, турки, османы – все оспаривали право владеть им! Неоднократно разрушали его, приходя к власти, но каждый раз он удивительным образом возрождался.

На самом деле, точно не известно кем и когда был основан этот город. Историки даже предполагают, что ему не менее 30 веков. В официальной истории утверждают о том, что сначала городом правила династия царей, которые одновременно выполняли и роль жрецов неизвестного божества (якобы покровителя города). Потом город захватили Иевусеи, которые в некоторых источниках так же обозначаются как основатели города. Конец существованию иевусеев не был положен и при царе Давиде, который взял штурмом иевусейскую крепость на горе Сион и перенес туда столицу своего государства назвав ее Иерусалимом.

«И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. И сказали жители Иевуса Давиду «не войдешь сюда». Но давид взял крепость Сион (1пар. 11:4,5)»

Двид построил здесь крепость, — «Град Давида» (Ир Давид) и перенёс в неё величайшую еврейскую святыню — Ковчег Завета.Тем самым Давид превратил свою столицу в святой город, вокруг которого сконцентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля. 

После смерти правителя к власти пришел его сын — Соломон. При его правлении город стал одним из самых богатых населенных пунктов региона. Однако после смерти царя Соломона, ему не нашлось достойного приемника и царство евреев распалось на два государства – северное и южное. Десять северных колен Израилевых откололись от Объединённой Монархии. Южные племена остались в Иерусалиме, который стал столицей Иудейского царства.

Неоднократно последующие захватчики сносили до основания творения рук предшественников, чтобы на их фундаменте воздвигнуть свои храмы. Спустя какое-то те, кто вновь его покорял почитали святыми одни и те же места, где устанавливались для каждого народа свои языческие идолы и лики богов. Нередко новые культовые сооружения появлялись над пещерами, которые скрывали тайны древнего Иерусалима.

Местные жители верят в придании что в паутине подземелий Иерусалима сокрыт проход в самую глубокую и самую таинственную пещеру под городом. Согласно легенде, многое могло открыться путешественнику, если бы он смог туда добраться. Безусловно, исследователи и даже простые обыватели неоднократно пытались ее найти, но все оказывалось безрезультатно.

Согласно легендам и мифам, когда-то давно, иерусалимские священники знали как спуститься в эту пещеру, но из-за бесконечных войн, эта тайна была предана забвению… 

Не тот ли лабиринт в 1867 году отправился искать сэр Чарльз Уоррен капитан британских инженерных войск? У некоторых историков эта поездка вызывает множество вопросов, ведь в ту эпоху Иерусалим находился под юрисдикцией Османской империи. В связи с этим Уоррен был обязан запросить у местных властей разрешение на исследование подземных коммуникаций. Изучив запрос британского подданного османские власти выдали разрешение на работу, но в документах сохранился интересный факт, который был «оговорен» перед исследованием, проводить раскопки предписывалось только в пределах старого города и не ближе, чем в 15 метрах от Храмовой горы.

Условия были приняты капитаном британских инженерных войск, и выполняя заявленные в декларации работы, он занялся исследованием системы коммуникаций, которые вели к легендарному источнику воды Гихон.

Для этого сэру Чарльзу нужно было попасть в тоннель, который выводил стоки в Силоамский пруд. Несмотря на опасность, он проник в помещение, от которого расходились в стороны еще два подземных коридора. Один оказался завален грунтом, а второй шел наверх с углом подъема почти 45 градусов. Преодолев этот лаз, Уоррен попал в грот с низким потолком, далее начинался еще один подъем, но выход из него был замурован. Для исследователя это стало неприятным сюрпризом, он не мог понять кто это мог сделать и для чего. 

Ответ на вопрос «для чего они были созданы», и кем замурованы, лежит в истории на несколько веков ранее. В 1517 году Иерусалим был захвачен турками-османами, которые сохраняли за собой контроль над ним несколько столетий. В тот же период в город пожаловал легендарный султан Османской империи Сулейман Великолепный.

Это была генеральная инспекция Иерусалима, в ходе которой султану рассказали о многочисленных подземных хатах под городом и тайнах, которые эти лабиринты хранят. Внимательно выслушав доклад, султан Сулейман приказал замуровать все пещеры, которые удалось обнаружить.

Только в 19-м веке, во время активного развития науки, часть подземных ходов удалось открыть, но большинство пещер остаются не расчищены даже сегодня. 

Чем увенчалось исследование сэра Чарльза? 

Несмотря на препятствия, Чарльзу Уоррену удалось изучить пройденный путь и сделать предположение, что обнаруженная шахта была предназначена для забора воды из источника и Гихон.

Источник самотёком шел по подземному каналу, и такая система водоснабжения создавалась для обеспечения жизнеспособности города, например на время осады. Кроме этого, исследователь предположил о предназначение другой части пещеры, это было убежище. Тогда исследователь ещё не знал, что он наткнулся на лабиринт, который в 131-м году проложили под городом повстанцы, которые пытались освободить иудейское государство от владычества римского императора Адриана. А руководил восстанием легендарный вождь Евреев той эпохи Шимон Бар-Кохбы. Тогда на короткое время восставшим удалось освободить Иерусалим, Шимон Бар-Кохба стал новым царем иудеев и начал чеканить собственную монету. 

Серебряная монета Бар-Кохбы. Аверс: Трубы, окруженные надписью «За свободу Иерусалима». С обратной стороны надпись «Второй год свободы Израиля»

Но римский полководец Гай Юлий Север отвоевал город и подавил восстание. Обнаруженные легионерами подземные сооружения служили одним из последних центров сопротивления.Убежища, представлявшие собой сложный лабиринт снабжались дождевой водой, в одном из подземельев были найдены керамические сосуды, вероятно использовавшиеся для приготовления и хранения пищи. Полководец Юлий Север приказал найти все входы и замуровать их навечно.

С трудом разобрав замурованный, по всей видимости, ещё в ту эпоху выход, сэр Уоррен всё-таки смог проникнуть в подземелье. Шансы найти ту самую сакральную пещеру и место где спрятаны сокровища царя Соломона у британского капитана инженерных войск многократно увеличивались, однако группа исследователей проникая все глубже, в тоннели подземного города начинали терять ориентацию во времени и пространстве, что в конечном итоге стало сказываться на физическом и психическом здоровье. Например, 30 минут проведённые в катакомбах начали казаться целым часом, такой эффект сильно влиял и на психику.

В 1870-м году сэр Уоррен внезапно заболел и был вынужден прервать свое изучение подземных лабиринтов, он покинул Иерусалим и вернулся в Лондон, но накануне отъезда сэр Чарльз Уоррен решил напоследок пробраться еще глубже в один из подземных ходов. Интуиция подсказывала ему, что тоннель обязательно должен привести к той самый заветной пещере.

Исследователь прошел достаточно много, но вдруг его самочувствие ухудшилось, капитан Уоррен повернулся к выходу и неожиданно пламя факела подсветило на стене пещеры загадочный рисунок. Это было странное существо, которое немного напоминало пегаса или кентавра. но не было ни одним из персонажей античной мифологии. 

Сэр Чарльз счёл изображение неким знаком, предупреждающим путника о том, что дальнейшее проникновение в пещеру может грозить самыми непредсказуемыми последствиями. Он не стал рисковать и остановился, но прежде, чем выбраться наружу, по легенде, он вырезал этот рисунок прямо из стены и затем тайно вывез его в Англию.  Загадочный артефакт долго находился в Палестинском фонде, после чего ценнейший экспонат был отправлен в британский музей. 

Спустя 10 лет произошла еще одна ситуация. В 1880 году несколько иерусалимских детей случайно забрались в один из старых тоннелей в центре города, вход оказался не замурован и поэтому они беспрепятственно проникли в подземелье. Оказавшись в каменном лабиринте, они увидели недалеко от входа на стене табличку с выбитой на арамейском языке надписью, где перечислялись имена каменотёсов, которые пробивали этот тоннель.

Датирована она восьмым столетием до Рождества Христова, то есть строительство подземных коммуникаций велось приблизительно в ожидании захвата города ассирийскими войсками в 722-м году до нашей эры. Дети, обнаружившие эту табличку в тоннеле, попытались её отодрать от стены, но бесценный артефакт разбился на несколько частей. Осколки удалось собрать сделать слепок и прочесть эту историческую надпись. Инцидент послужил основанием для возобновления исследования пещер Иерусалима.

В самом начале 20-го века, финский историк высказал предположение, что Чарльз совсем немного не дошел до заветной цели, то есть до бесценного клада Соломона. А обнаруженные шахты и есть тайным ходом в сокровищницу, но вряд ли туда сможет добраться обычный человек. Во-первых, это место находится на большой глубине, а во-вторых, обладает некой таинственной силой, препятствующей проникновению вовнутрь.

У пещеры, как оказалось, есть ещё одно название «Каменоломни Соломона». И действительно, в части канонической еврейской Библии именуемый книгой Царей, есть упоминание о том, что именно из этой пещеры во время царствования Соломона добывался строительный материал для постройки первого храма в Иерусалиме, названного позже именем самого Царя. Над возведением святыни трудились 70 000 носильщиков и 80 000 камнетесов. Библия говорит об этом храме как о месте, где хранился Ковчег Завета. Он считается одной из главных святынь христианского мира. И 3000 лет назад израильтяне утратили Ковчег. Он внезапно исчез из первого храма Соломона. 

Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эпохи Возрождения

Вполне возможно, что священную таинственную реликвию перепрятали в те самые Каменоломни. Одна из легенд гласит, что Ковчег был украден принцем Менеликом, внебрачным сыном Соломона и царицы Савской, и вывезен из Иерусалима в неизвестном направлении. Вероятно, он мог оказаться в Иордании на горе Нево, согласно второзаконию, с этой горы Господь показал Моисею всю «землю обетованную». Существует версия, что Ковчег может быть спрятан в Эфиопии, городе Аксум, в Часовне церкви святой девы Марии Сионской. Вполне вероятно, что Ковчег по-прежнему спрятан в той самый таинственный пещере, но как её найти не знает никто. 

Старая церковь Святой Марии Сионской в ​​Аксуме, регион Тыграй, Эфиопия

Последняя попытка поиска была предпринята в 1968 году, когда некий житель восточного Иерусалима заявил, что знает место нахождения сокровища. После того, как землекопы вырыли в указанном месте яму и там оказалось пусто, поиски сокровищ царя Соломона прекратились.

Реконструкция Храма Соломона, основанная на библейском тексте (1910 г).

Более полутора веков неутомимые исследователи и охотники за библейскими тайнами и сокровищами иудейских Царей пытаются проникнуть в подземелье Иерусалима. Катакомбы священного города не спешат раскрывать свои секреты, но археологи и историки не планируют сдаваться. Раскопки продолжаются и вполне возможно, что в самое ближайшее время мы станем свидетелями открытия, которое заставит нас пересмотреть многие эпизоды в истории человеческой цивилизации.

Использованные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *