Зарождение частных учреждений в Иркутске

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Аристотель – древнегреческий философ, ученик Платона.

Ни для кого ни секрет, что до появления государственных и частных школ, во многих странах существовала домашняя форма образования, которую могли себе позволить лишь дети из знатных сословий. Только с XVIII столетия начинают работать государственные, а впоследствии и частные школы начального образования для состоятельных и малоимущих семей.  В Иркутске частные заведения развивались с большой скоростью и разнообразием. Отдельно существовали еврейские и духовные училища для лиц духовного звания.


Реконструкция класса дореволюционной школы в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы

Все частные учреждения в Сибири были разделены на бесплатную и платную форму обучения. Бюджетные частные структуры работали за счет меценатских средств или пожертвований. Это школы открывали общества энтузиастов народного образования, которые хотели помочь малоимущим детям получить образование. Также частными лицами учреждались стипендии для детей, учащихся на бесплатных местах.

При поступлении в школу с начальным образованием от ребенка требовался соответствующий уровень подготовки. Обязательной частью при зачислении в учебное учреждение составлял конкурс на несколько бюджетных мест, по итогу которого на бесплатные места поступали самые талантливые и способные ученики.

Владельцы частных учебных заведений также создавали бюджетные частные пансионы, в которых можно было не только учиться, но и жить. Это было очень востребовано для семей, приехавших в город из сёл и деревень. Такие дети могли жить и обучаться в одном месте, а родителям не приходилось затрачивать дополнительные финансы на оплату жилья. 

Коммерческие частные учреждения были не менее востребованы. Даже имея возможность оплачивать обучение своим детям, не всегда получалось отдать ребенка в школу. Как впоследствии писали местные журналы и газеты в 1906 году «после приемных экзаменов осталось непринятых по неимению свободных мест около 51 процента от всего числа подававших прошения» в училища «как министерские, так равно и частные». В начале 1909-1910 учебного года только в начальных негосударственных школах, содержавшихся учреждениями, обществами и частными лицами, обучалось 907 мальчиков и 930 девочек, а отказано было в приеме 103 мальчикам и 151 девочке.

Образовательный дефицит и побудил к зарождению частных учебных заведений, который «вытягивался» на несколько столетий. Даже при многочисленном создании частных образовательных систем, места в школах и количество учителей оставались ограниченными. Еще много детей нуждались в школьном образовании и даже на коммерческой основе и с хорошей подготовкой не могли быть зачисленными.

Проблема образования продолжала существовать и достигла своего пика в начала XX века после завершения строительства железной дороги и начала столыпинской аграрной реформы. По итогу этих событий передвижение в Сибирские города стало намного доступнее и очень много людей стали переезжать из сел и деревень в города, массово начали переселяться и свободные крестьяне. Только с 1900 по 1917 год статистика уже показывала, что население города увеличилось фактически вдвое. Уже в 1917 года население составляло больше 100 тысяч человек, что создавала немало образовательных, экономических и других проблем для Иркутской губернии.

Находясь в несколько тысяч километров от западной части России, Иркутск прибывал в образовательном кризисе без особой поддержки со стороны государства. Более того, еще на тот момент времени, когда в Сибири начинает развиваться частное образование, в столице вводится закон о запрете существования новых частных школ на более 20 лет. На несколько лет в Москве и Санкт-Петербурге было фактически запрещено открывать новые частные школы, так как государство очень переживало за то, что частники будут в своих заведениях неправильно обучать детей и соответственно качество их образования будет значительно снижено.

Несмотря на вышедший закон, в Иркутске на тот момент времени было уже насчитано около 19 частных училищ. Среди самых известных это частные школы для детей обоего пола Федора Николаевича Волкова (1840-е годы) и Олимпия Норицына (1851 год), пансионы для девочек, содержавшиеся русскими подданными француженкой Юлией Фёдоровной Ришье (с 1847 по 1860 годы), шведом Иваном Павловичем Карлбергом (в 1847-1848 годах) и учителем Афанасием Рассказовым (в 1840-е-1850-е годы).

Под строгим надзором «частники» подчинялись сначала министерству народного образования, затем властям края. Государство требовало, чтобы форма обучения в частных структурах соответствовала форме обучения в государственных школах, но сделать это было частникам очень сложно по причине того, что Сибирь находилась в дефиците квалифицированных специалистов. Не всегда на обязательный предмет из школьной программы можно было найти хорошего и образованного преподавателя. Очень часто учителям приходилось работать в разных школах, как в платных, так и бесплатных, чтобы дать знания по своему предмету как можно большему количеству учеников. И в государственных, и в частных школах знаний все время не хватало. Учителям приходилось дополнительно прибегать к многочисленным репетиторствам для повышения качества образования учеников.

Первая «школа» детский сад в Иркутске

Уже к концу XIX начала XX века в Иркутске насчитывалось около 60 действующих частных учебных как на платной, так и на бесплатной основе. Самыми популярными и престижными считались многие, однако гимназии В.С. Некрасовой, В.А. Лятоскович и А.М. Григорьевой выделялись среди всех остальных школ своим уровнем образования, который они всегда поддерживали и совершенствовали. Открылась и 4 марта 1869 года самая первая школа «детский сад» М.Г. Тюменцевой. Местные жители так сильно желали, чтобы их дети получили дошкольное образование, что за короткий промежуток времени, Тюменцева смогла собрать пожертвования на сумму 1650 рублей.  На тот момент времени это был самая востребованная школа «детский сад», у которых не было ни конкурентов, ни похожих учреждений.

Наряду со школами, организационными частными лицами, в Иркутске довольно успешно действовали учебные заведения, учрежденные так называемыми «коллегиальными юридическими личностями» — различными обществами и объединениями – просветительскими, политическими, профессиональными, религиозными: еврейское начальное училище (с 1897 года), магометанское училище (медресе), начальная школа общества приказчиков (1899 год), одноклассное училище для детей рабочих при иркутской Кузнецовской больнице (1900 год), казачье начальное училище (1906 год), евангелическо-лютеранское (1906 год) и католическое училище ( 1907 год), мужская гимназия Иркутского отдела Русского собрания (1907 год),отделение средней школы при обществе «Иркутские общедоступные курсы» (1908 год), начальное училище общества «Просвещение» (1908 год), женская гимназия Иркутского отдела Союза русского народа (1909 год) и многие другие.

Бесплатное начальное училище имени А.М. Кладищевой (1911 год)

С пополнением в городе частных школ, государство все больше и усерднее начинало контролировать учебную программу. Так, в частных школах обязательными предметами являлись: чистописание, арифметика, слово божие, история и география. На следующей ступени обучения добавлялись словесность и литература и т.д. На старшей, завершающей ступени обучения появлялись уже более сложные предметы, такие как физика и химия, чаще всего объединяющиеся в один предмет, по некоторым предположениям из-за нехватки специалистов. Преподавалась также биология и иностранные языки. Многие учителя, как правило, знали не один, а несколько языков и поэтому, в зависимости от школы, дети могли учить несколько языков. В основном это был английский, французский и немецкий языки.

Свидетельство окончания второго класса с оценками по текущим предметам за 1914-1915 учебный год

Продолжительность обучения начальной школы составляло около 7-8 лет и кроме основных обязательных предметов, уделялось отдельное внимание дополнительным предметам для девочек и мальчиков. Как правило, девочкам давали уроки по домоводству и домашнему хозяйству. Учили шить, кроить, вязать и вышивать. Преподавались уроки музыки и танцев на довольно высоком уровне. Будущих дам учили не только красиво петь. Давались широкие знания в области таких предметов, как сольфеджио, музыкальная литература. Обязательно необходимо было владеть музыкальным инструментом. Чаще всего это было фортепиано.

Что касается мальчиков, то их дополнительным предметом являлось ремесленное дело, а также если они собирались поступать в высшее учебное заведение, от них требовались успехи в учебе и высокие знания по всем предметам.

Таким образом, частные учебные заведения с годами пополнялись и стали значимыми для Сибирского населения. В Иркутске было призвано много выдающихся деятелей, которые закончили частные сибирские школы и сыграли немало важную роль для своего города, страны. Так, например выпускницы педагогического класса гимназии А.М. Григорьевой трудились во многих начальных и средних школах города: и казенных, и частных. Е.В. Бородкина, Т.Н. Иванова, К.В. Ильина, З.Б. Попова, Е.И. Черниговская работали в родном заведении классными надзирательницами. Е.Г.Сай, окончив физико-математическое отделение Петроградских высших женских курсов, вернулась в Иркутск и вела занятия по физике, химии и космографии в гимназиях А.М. Григорьевой и В.С. Некрасовой. Е.Г. Павлова, Т.Н. Семенова, Е.Г. Чернятина преподавали в частном женском среднем учебном заведении А.О. Блажеевича. А.Я. Неустроева и М.П. Попова, прошедшие восьмой специальный класс гимназии Иркутского отдела Союза русского народа, служили в родной школе классными наставницами. На должности воспитательниц в гимназию В.С. Некрасовой были приняты ее бывшие ученицы Л.К. Жилкина, О.С. Назарова, А.И. Чернышева и многие другие. Выпускником частной мужской гимназии Горцейт был легендарный иркутский сыщик Михаил Николаевич Фомин, а учениками пансиона Н.Ф. Скрябина были дети состоятельных граждан Иркутска – купцов 1, 2, 3-й гильдий, в том числе М. Трапезникова, К. Трапезникова, И. Баснина, Катышевцева, Пестерева, Медведникова, а также крупных чиновников. 2 мая 1915 гимназию А.М. Григорьевой окончила с золотой медалью еще одна талантливая ученица Нина Шастина – дочь врача, впоследствии поэтесса, член литературно-художественного общества «Барка поэтов», видный ученый-востоковед. Среди учениц заведения есть имя дочери правителя дел Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества Федора Геннадьевича Ширяева – Лидии.

В эпоху СССР впервые образование стало носить обязательный характер и даже при дефиците мест или учителей в школах, государству или частникам приходилось находить выход из сложившейся ситуации и принимать каждого нуждающегося ребенка в своё учебное заведение.  Этот образовательный прорыв наступил не только в России, но и во многих других странах. Образование стало играть главную роль для воспитания будущего поколения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *