Насколько радикально перевоспитывали в институтах благородных девиц?

Я не встречал в природе жалости к себе. Любая птаха, коль с ветки упадёт, закоченев от стужи, не испытает жалости к себе

-Лоуренс Дэвид Герберт.

Женские институты в России начали появляться с середины 18 века. Одним из первых стал Смольный институт благородных девиц во время царствования Екатерины Второй.

В ее указе говорилось, что цель создания заведения  «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».

Институт быстро обретал популярность в стране и через несколько десятилетий в больших и малых городах стали создаваться «копии института» с идентичной программой образования и правилами.

В Сибири первое высшее учебное заведение было открыто в Иркутске 1 июля 1845 года. Идея его учреждения принадлежала генерал-губернатору В.Я. Руперту. Существовало несколько причин создания этого высшего учебного заведения. Одна из самых распространенных — это территориальные возможности Иркутян. Несмотря на существование в Москве и Петербурге учебных заведения для воспитания благородных девиц, жители Сибири не могли отправить туда дочерей чаще всего в силу нежелания расставаться со своими детьми на столь длительный срок.

Первоначально при открытии института допускались только дворянки. Со временем устав расширил список лиц и в него стали допускать дочерей купцов первой и второй гильдий, тайшей (родоначальники инородцев во времена Российской империи).

Всех воспитанниц распределяли на 2 класса: в младший первый класс принимали девочек в возрасте от 10 до 12 лет, во второй — девочек старше 12 лет. В институте первое время обучалась 121 девочка, а уже к 1917 году его окончили более 1000 воспитанниц. Среди выпускниц были дочери декабристов: Сергея Трубецкого — Елизавета и Зинаида, Владимира Раевского — Софья; внучки Николая Бестужева — Екатерина и Наталья Гомбоевы.

За годы существования института цифра выпускниц увеличилась в несколько раз и дала свои плоды новым поколениям. После обучения девушки могли преподавать в учебных заведениях, работать на дому в качестве репетитора, а также продолжить образование в столичном городе. На тот момент времени учителя были востребованы во многих городах. Актуальность профессии сопровождалась вознаграждениями и интересными возможностями. Институт благородных девиц был несбывшейся мечтой для девушек из бедных семей. Все восхищались манерами и образованностью выпускниц, но никто не задумывался о том, через какие испытания они прошли чтобы стать тем, кем они становились после окончания института.

«Благородные девицы» – такое название имел институт и неспроста. Под этим понятием подразумевалась дама, которая была не только образована и обладала всеми навыками по хозяйству дома, но и обладала чувством собственного достоинства. Она должна была терпеть неудобства, быть готовой пойти на все трудности. Изнеженность, избалованность, капризность – всё это не про благородную воспитанную даму. Институт как раз работал над тем, чтобы искоренить эти качества у девушек. Для этого подобные высшие учебные заведения использовали свод правил, соблюдая которые, цель должна была быть достигнута. Всё начиналось с особых условий содержания, в которых жили воспитанницы. Завтрак их состоял из чая с булкой; обед из трёх блюд: супа, мясного и сладкого; ужин из двух блюд: мясное и сладкое; перед сном вновь чай с булкой. Не допускались никакие перекусы и другое меню. Качество предоставленной пищи оставляло желать лучшего. В газете «Сибирское обозрение» в 1906 голу была опубликована заметка о том, что «воспитанницы института Императора Николая I и служащие в нём сетуют на недоброкачественную и плохо приготовленную пищу…» Несмотря на жалования, питание продолжало быть скудным, а в постные дни рацион ещё более ужесточался.

Все учащиеся носили строгую форму — платья с рукавами по локоть, белые нарукавники, пелерины и фартуки. С 1841 года вышел новый устав требовавший, чтобы воспитанницы во время пребывания в институте никуда не отпускались, за исключением тяжелой болезни или смерти родителей. Свидания с близкими разрешались только по воскресеньям и в праздники в строго определенные часы и только в присутствии классных дам.

Во время сна для институток также были своего рода ограничения: было запрещено надевать дополнительные вещи, например в случае замерзания и холода.

Обожать кого-нибудь следовало обязательно. Предметом культа могла стать и старшая воспитанница, и классная дама. Иногда обожание переходило рамки, когда дело касалось знаменитых людей.  Существует версия, что, когда во время своих путешествий Николай II заглянул с визитом в институт благородных девиц его царский платок случайно оказался в руках барышень, который разрезался на кусочки и делился на всех, «чтоб носить на груди». Возможно, такого рода поведение, в том числе, сказывалось на ограниченности воспитанниц. Они не просто обучались в институте, дамы жили в них несколько лет и выходили за территориальные границы учебного заведения только для того, чтобы навестить родителей и родственников. На летние каникулы им разрешалось несколько дней проводить на даче, находившейся в Знаменском предместье возле Казанской церкви.

Иногда в институте устраивались концерты, балы, маскарады, спектакли, но зачастую это было не в качестве увеселения, а в честь больших государственных праздников. Целью которых была благотворительность в пользу воспитанниц, родителям которых не хватало денег на обучение.

Обучение включало несколько предметов. В их число входили: Закон Божий, арифметика, история, география всеобщая и российская, российская грамматика и словесность, французский язык, разные сведения из естественной истории, физика, чистописание, рисование. К концу 19-го века программу дополнили педагогика и немецкий язык. Один раз в неделю были уроки танцев и гимнастики. В программу уроков танца входили модные в то время Мазурки, Полонез, Вальс, Гавот, Котильон, Полька. Два раза в неделю были уроки рукоделия, и также 2 раза в неделю – уроки пения.

Таким образом, «закрытость» института приводила к тому, что в общественном сознании складывался образ выпускницы, как некоего эфирного создания, меж тем, как сложившаяся система образования не только давала знания, но и закаляла характер, давала развитие внутренней самостоятельности, чувство собственного достоинства.

Историю института благородных девиц завершила революция.  3 декабря 1917 года здание оказалось в эпицентре боёв между красногвардейцами и юнкерами. В февраля 1918 года было принято решение советских органов о передаче здания в ведение университета. Воспитанницы были переведены в здание Сиропитательного дома. В 1920 году институт полностью прекратил своё существование. В настоящее время на его месте находится 1-й корпус ИГУ. Самое дорогое, что осталось в памяти от учебного заведения это благородные выпускницы, прошедшие подготовку в не самых лучших условиях и ставшие хорошими педагогами, мамами и авторитетными завидующими женщинами того времени.

Статья подготовлена из следующих источников:

1.Беседа с научным сотрудником музея Ксенией Сергеевной

2. Книга И.И. Терновая, И.В. Терновой «Как учились иркутяне».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *