Михаил Кошкин: кондитер и выдающийся конструктор легендарного танка

Человек удивительной нравственной чистоты, живший в постоянном напряжении ума и воли, в активном и нетерпеливом действии, Кошкин был выдающимся конструктором и организатором, бесстрашным в достижении высокой цели — создать принципиально новый, небывалый в мире танк.

Из книги Якова Резника «Сотворение Брони»

У этого человека была удивительная судьба. В юности он и не помышлял о том, что впоследствии стало главным делом его жизни. Кошкин прожил недолго, успев построить всего один танк, которому отдал все силы и саму жизнь. Т-34 — лучший танк Второй мировой войны. Танк, название которого неотделимо от слова «Победа».

Как смог человек, окончивший всего три класса церковно-приходской школы, в зрелом возрасте поступить в Ленинградский политехнический институт на кафедру «Автомобили и тракторы»? Окончил вуз в 1934 году, умер в 1940-м. С 1936 года начинает работать в Харькове и сразу становится главным конструктором. С 1938 года начинает заниматься проектированием прототипа танка, ставшего легендой ХХ века.

На фото: (слева) Михаил Ильич Кошкин; (справа) Довоенные танки производства завода № 183. Слева направо: А-8 (БТ-7М), А-20, Т-34 образца 1940 года с пушкой Л-11, Т-34 образца 1941 года с пушкой Ф-34

Родился Михаил Кошкин 21 января 1898 года в деревне Брынчаги (ныне Переславский район, Ярославская область) в семье рабочих. После смерти отца, Михаил с 1909 года устраивается работать подмастерьем в карамельном цехе кондитерской фабрики в Москве, ныне известной как «Красный Октябрь». Это место стало отправной точкой для юного мальчика, где он впервые познакомился с машинами.

Во время первой Мировой Войны с 1917 года Михаил Кошкин был призван в пехоту, затем служил на броневом поезде при Красной Армии. Во время прибытия в Архангельске Миша очень заинтересовался английским танком и стал отдавать предпочтения и любовь к советской военной технике. В Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово» Михаил Кошкин вместе с другими рабочими готовили к выпуску первые советские гусеничные машины, но работа была недолгой. По разнарядке Кошкина отправили работать в Вятку (ныне город Киров) командовать кондитерской фабрикой. На тот момент будущему конструктору было более 30 лет и казалось, что стать военном инженером при данных обстоятельствах уже было невозможно, но Кошкин так просто не сдавался и написал письмо Сергею Мироновичу Кирову – известному советскому партийному лидеру с просьбой отправить его учиться в политехнический университет. Просьба была одобрена и в 1929 году в числе «парттысячников» Кошкин был зачислен в Ленинградский технологический институт, однако вскоре добился перевода на машиностроительный факультет Ленинградского политехнического института.

Михаил Кошкин (справа) в Крыму. Начало 1930-х годов
Михаил Кошкин (сидит) с другом (стоит слева) в фотоателье в Вятке. Фото до 1930 года

В 1934 году Кошкин успешно защитил диплом по специальности «инженер-механик по конструированию автомобилей и тракторов» и быстро дошёл до должности заместителя начальника Конструкторского бюро. Участвуя в разработке танка Т-29, Михаил Кошкин определил основные направления улучшения проекта этой модели и доложил о них непосредственно наркому тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе. 11 апреля 1936 года М. И. Кошкин, в числе других конструкторов, «За отличную работу в области машиностроения» награжден орденом Красной Звезды, а в конце декабря 1936 года Михаила направляют в Харьков на должность руководителя танкового КБ-190. В это время назрел общий кризис танкостроения, вызванный появлением нового вида оружия — противотанковой пушки. Гражданская война в Испании с участием легкобронированных БТ-7 и Т-26 показала их высокую уязвимость для огня артиллерии и даже крупнокалиберных пулемётов. А так как эти танки являлись основными в Красной Армии, то это означало, по сути, необходимость срочной замены всего танкового парка.

«Время началось непростое. Начались массовые репрессии. Инженеры попадали под следствия из-за любой отладки по срокам или некачественной проделанной работы. Предшественник Кошкина- Афанасий Осипович Фирсов, по распоряжению Сталина был подвергнут расстрелу, но несмотря на суровые условия, 28 апреля 1938 года Кошкин на совещании Народного Комиссариата Обороны добивается разрешения изготовить и испытать наряду с колёсно-гусеничным А-20, чисто гусеничный танк, получивший индекс А-32. Кошкина поддержал И. В. Сталин, предложив не ограничивать инициативу завода».

Уже 5 июня 1939 года М. И. Кошкин присутствовал при первом пробном пробеге опытного колёсно-гусеничного танка А-20, а 16 июля принимал участие в первом пробном пробеге опытного гусеничного танка А-32. При испытаниях Государственная Комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надёжности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее». Колёсно-гусеничный А-20 показывал большую скорость и тактическую подвижность, А-32 лучшую проходимость и бронезащиту, имея резервы по её усилению.

В конце 1939 года 19 декабря танк А-32 с толщиной брони 45 мм, названный танком Т-34, был принят на вооружение Красной Армии. 17 марта 1940 года М. И. Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 членам правительства на Ивановской площади Кремля высшему руководству СССР (присутствовали И. В. Сталин, М. И. Калинин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов и другие). Всесторонние стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство. Вслед за событиями, 31 марта 1940 года М. И. Кошкин представил опытные танки Наркому среднего машиностроения И. А. Лихачёву и Наркому обороны К. Е. Ворошилову, которые рекомендовали немедленно поставить танк Т-34 на производство на заводах № 183 и СТЗ. Однако пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Михаила Кошкина, простуда и переутомление привели к заболеванию, как пишут многие, пневмонией. Ему пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где скончался 26 сентября 1940 года. Михаил Ильич Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище (ныне Молодёжный парк).

Имя Кошкина после войны в стенах Академии бронетанковых войск было окружено ореолом таинственности, как имена лиц, о работе которых положено знать лишь немногим и расспрашивать не принято. Не профессор он и не генерал, а бывший рабочий и красноармеец, ставший партийным работником, а потом инженером, энтузиастом танкостроения, посвятившим себя делу, за которое боролся до последнего вздоха. Дело это — создание принципиально нового танка, в необходимость которого для Красной Армии в те времена далеко не все верили; образ человека, жизнь и работа которого были настоящим подвигом; думалось, что таких людей, как М. И. Кошкин, мы забывать не вправе; память о них — наша гордость, бесценное духовное достояние народа. 

Из книги Вишняков В. А. «Танк, обогнавший время»
Танки Т-34 15-го танкового корпуса в центре Харькова, 16 февраля 1943 г.

Как утверждают многие исследователи, есть вероятность, что болезнь отступила бы в 1940 году, но недолеченный Кошкин убегал на завод, руководя доработкой танка и началом серийного производства. За время работы последней машины Кошкин и его подчиненные максимально упростили танк, сохранив при этом выдающиеся боевые характеристики. Позднее эта простота сыграет решающую роль: во время войны производство Т-34 оперативно разворачивалось на эвакуированных заводах, а подготовка экипажей проходила в кратчайшие сроки. Серийное производство танков Т-34 началось через месяц после смерти его создателя. Главным конструктором к этому моменту стал А. Морозов. Он продолжил дорабатывать танк, но при этом всегда признавал, что появление столь совершенной для того времени боевой машины – заслуга Михаила Ильича Кошкина. Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка.

«Тридцатьчетверка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение – ни американский, ни английский, ни немецкий… До самого конца войны Т-34 оставался непревзойденным» 

И.С. Конев

Статью подготовила молодой журналист Анастасия Спешилова

Литература:

  1. Яков Резник «Сотворение брони»
  2. В.А. Вишняков «Танк, обогнавший время»
  3. «Награды родины в истории Ярославского края»
  4. Яркипедия биография Кошкина Михаила Ильича
  5. Проекты «История Ярославской области в лицах»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *