История Суэцкого канала, от древности до 21 века

Недельная блокировка Суэцкого канала контейнерным судном Ever Given, в марте 2021, напомнила нам, что канал, хотя и чрезвычайно важен для мировой торговли, также очень уязвим.

За время своей продолжительной и богатой истории искусственный морской путь из Средиземного моря в Красное оказывался в центре мировой новостной повестки неоднократно. Он поочередно перестраивался фараонами Древнего Египта, римскими императорами, европейскими державами Нового времени, становился центром борьбы за политическую независимость и одним из фронтов Холодной войны в 1956-м, при этом всегда оставался одним из величайших инженерных сооружений, созданных человечеством. 

История Суэцкого канала полна интересных имен и событий – Рамсес, Траян, Наполеон, Виктория, Насер – это далеко не полный перечень связанных с каналом широко известных имен. Предлагаем вам, дорогие читатели, детальнее ознакомиться с его интересной историей, многократным строительством, сопровождающими его кризисами, войнами и многим другим.

Суэцкий перешеек вызывал интерес еще в далекой древности. Существует гипотеза, что еще 1500-2000 лет назад, во времена фараонов уже были попытки соединить Нил с Красным морем. Безусловно, достоверных подтверждений этому нет. Во времена фараона Сети I и его сына Рамсеса II (приблизительно 13 век до н.э.) в источниках есть информация о существовании канала между Нилом и Красным морем, так называемый Канал фараонов. Тогда он предназначался для налаживания поставок пресной воды и не был судоходным как сегодня. Согласно официально известным свидетельствам канал был заброшен на несколько столетий, пока к власти не пришел фараон Нехо II. Прославившийся тем что он проспонсировал финикийскую экспедицию, обогнувшую Африку с целью поиска новых торговых путей. 

Геродот пишет, что Нехо II (610—595 до н. э.) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его. Он же пишет о 120 000 погибших египтян во время стройки, что дает представление о не самых гуманных способах. 

Канал был достроен приблизительно через 100 лет царём Дарием Первым, персидскимпокорителем Египта. Последний известный раз, когда в древнем Египте занимались возобновлением канала, было время правления Птолемея II Филадельфа (285—247 гг). Его упоминают Диодори Страбон, о нём говорится в надписи на стеле из Пифома. Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублён и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк — в нём могли свободно разойтись две триремы.

Далее в истории известным «достраивателем» Суэцкого канала был римский император Траян, переименовавший канал Фараонов в честь своего имени. Он обеспечивал судоходство, но затем вновь был заброшен. Император прославился своим огромным количеством завоеваний, и при его правлении Римский мир достиг своих рекордных размеров. Когда Египет стал частью Арабского Халифата, приблизительно 7 век, арабы стали восстанавливать канал. Однако, в 776 году по приказу халифа Мансура его засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра Халифата. После этого активная торговля в восточном средиземноморье «заглохла» почти на все средние века, вплоть до 18 века…

До следующей попытки прокопать канал прошло более тысячи лет. В 1798 году Наполеон Бонапарт, находясь в Египте, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером Жан-Батистом Лепером.

Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов. По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии. Достигнуть особенно значительной глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30—40 миллионов франков.

Проект разбился не о технические или финансовые трудности, а о политические события; он был окончен только в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: 

«Это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

В 1841 году офицеры Великобритании, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчётов Лепера относительно уровня воды в двух морях — расчётов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье, исходя из теоретических соображений. Важно отметить, что в 1850-е годы в Египте правил Мухаммед Саид-Паша, привнесший в глухую провинцию либеральные европейские идеи Танзимата, эпохи Турецкой модернизации. На тот момент страна песков и пирамид была практически вассальной по отношению к Османскому империи. Он обучался в Парижской академии, имел там много друзей, и вскоре из-за Суэцкого канала Египет станет одной из основных точек на карте для Франции в Средиземноморье.

Саид-Паша пригласил в Каир отошедшего от дел французского дипломата Фердинанда де Лессепса, для заключения договоренности о восстановлении Суэцкого канала. Проект поддержал последний французский император Наполеон III. Но Стамбул, которому подчинялся Египет, не желал финансировать проект, потому что на Абдул-Меджида давили из Лондона. По этой причине Фердинанд де Лессепс вынужден был сам искать решение и реализовывать свой проект с помощью создания акционерного общества. Граждане Франции были в восторге от идеи восстановления канала, идея выглядела престижной и окупаемой для страны, существуют мнения, что Королевский двор способствовал этому и пытался уладить все бюрократические проблемы с турецким султаном. 

Всеобщая компания Суэцкого канала собрала 200 000 000 франков, половина из которых принадлежала французам, а вторая самому Саиду-паша, который по такому случаю расщедрился на льготы. Компания, в которой Паша Египта владел контрольным пакетом, не должна была платить налоги ближайшие 75 лет и забирала 75 % прибыли себе, из которых 10 %уходило напрямую учредителям, оставшиеся 15% годовой прибыли зарезервированы для правительства Египта. 

Сертификат участия Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez , выданный 1 января 1889 г.

Одновременно с этим щеголяли умением производить удивительные кульбиты и британцы. С одной стороны Лондон развернул целую войну против строительства Суэцкого канала, к тому же запретив торговлю акциями всеобщей компании на территории Британской империи. При этом англичане достаточно быстро построили железную дорогу от Каира до Суэца, 10 лет строительства прошли в атмосфере тяжелого труда, эпидемий и других последствий работы в пустыне без помощи механизации. 

Сменивший Саида, на посту главы Египта, Исмаил-паша считал, что это рабский труд и потому заставил компанию строителя пересмотреть условия и перейти к возможной механизации. 

200 000 000 франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году — 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. 

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года. На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой, прусский принц. 

Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков. И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида», премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала. Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал. Поэт Тютчев откликнулся на торжества саркастическим стихотворением «Современное».

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая трансконтинентальная железная дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу, сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году свою долю Великобритании.

«Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранён и от управления каналом, и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

В 1888 году в Стамбуле была подписана Международная конвенция с целью создания определённой системы, предназначенной гарантировать всем государствам свободное плавание по каналу. Она действует и сегодня. В XX веке канал получил дополнительное значение, поскольку делал в несколько раз короче путь из Европы к нефтяным полям Персидского залива.

После начала Первой мировой войны Британия провозгласила Египет своим протекторатом (на этот момент он де-юре считался частью Османской империи). В феврале 1915 года турецкие войска подошли к каналу, но были отбиты британцами, которые перешли в наступление и захватили Синай и Палестину. В 1918 году Османская империя распалась, и её владения были разделены между Англией и Францией. В 1922 году Британия предоставила Египту номинальную самостоятельность. В 1936 году между Англией и Египтом была достигнута договорённость, согласно которой Египет становился полностью независимым государством, однако британские войска оставались в зоне канала ещё на 20 лет до 1956 года (в этом году договор должен был быть пересмотрен и мог быть продлён).

В ходе Второй мировой Войны канал стал целью атаки германо-итальянских войск со стороны Ливии. После боёв в 1940—1943 гг. они потерпели поражения от войск Британской Империи и США (наступавших со стороны Марокко).

Национализация канала Египтом

С ростом египетского национализма в 1951 году Нахас Паша, лидер египетской националистической партии Вафд, победившей на выборах, аннулировал договор 1936 года. Вскоре начались нападения на британских солдат. 25 января 1952 года англичане атаковали египетский полицейский участок в Исмаилии в зоне канала. При этом около 50 египетских полицейских погибло, сотни получили ранения. Как реакция на это нападение, в Каире на следующий день произошли антибританские беспорядки, в ходе которых были разгромлены и сожжены офисы и предприятия западных компаний, было убито около 17 британцев (эти события известны как «Чёрная Суббота»). Британцы пригрозили оккупировать Каир, и король Египта Фарук был вынужден отправить в отставку Нахас Пашу.

Далее король Фарук был свергнут Советом революционного Командования, монархия была отменена и Египет был провозглашён республикой. Пост президента и премьер-министра вскоре занял Абдель Насер. Британское правительство вступило в переговоры с новым правительством о будущем Суэцкого канала. 19 октября 1954 года между сторонами был подписан договор сроком на 7 лет, предусматривающий эвакуацию британских войск из Египта к июню 1956 года. При этом британские военные базы должны были оставаться в зоне канала и поддерживаться британскими и египетскими гражданскими специалистами, в случае возникновения опасности каналу британские войска могли туда вернуться. Египет также обязался не препятствовать свободе судоходства по каналу.

В феврале 1955 года Великобритания отказалась продавать Египту оружие, что ухудшило отношения между странами. Тогда Египет заключил соглашение о поставке различных типов вооружения с союзниками СССР. В июле 1956 года отношения между странами ещё более ухудшились в результате того, что Великобритания и США, которые обещали Насеру помочь финансировать строительство Асуанской плотины, отказались от финансирования этого проекта (в первую очередь по причине заключения Египтом соглашения с Восточным блоком о поставке вооружения). 

В ответ на этот отказ правительство Насера 26 июля 1956 года заявило о национализации Суэцкого канала с целью использования средств, полученных от его эксплуатации, для постройки Асуанской плотины. При этом, национализация подразумевала денежную компенсацию всем владельцам акций канала; акции компенсировались по цене их последней котировки на Парижской бирже.

Канал, который приносил не только огромную прибыль английским и французским акционерам, но и через который поставлялось больше половины всей закупаемой Соединёнными штатами нефти. И в целом 2/3 торгового Египетского трафика представляла собой нефть. Помимо американцев ее так же транспортировали Франция и Великобритания. А так как Насер идеально выждал момент, когда вывод британских войск из страны (начатый в 1954 после его прихода к власти) был завершен в 1956 году – реакция Лондона на национализацию была предсказуемо резкой. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. 

Карта боевых действий на Синайском Полуострове во время Суэцкого криза 1956 года

Представители Англии, Франции и Израиля тайно встретились под городом Севра (Франция), где когда-то было подписано соглашение, окончившее Первую мировую войну. Там они заключили тайные Севрские соглашения, согласно которым Израиль должен был, сославшись на разные пограничные конфликты ввести свои войска в зону Суэцкого перешейка. После этого удара в регион должен был войти англо-французский военный флот, якобы с целью примирения враждующих сторон. После чего, конечно, от Египта нужно было отделить практически весь Синайский полуостров и отдать Израилю, ну а Суэцкий канал передать под патронаж Англии и Франции, что бы потом не случалось таких неожиданных конфликтов у Египта.

Собственно, 29 октября 1956 года израильские войска атаковали египетские позиции. От неожиданного поворота США тут же внесли резолюцию в ООН с требованием Израилю остановиться, но резолюцию тут же заблокировали Англия и Франция, воспользовавшись своим правом вето.Уже через несколько дней англичане с французами бомбардировали Египет, у которого не было ни единого шанса против мощных армий этих трех стран. 

Результатом стал удивительный для времен Холодной войны эпизод. Соединённые штаты и Советский союз одновременно стали защищать страну от внешней европейской и израильской агрессии. Сделали они это каждая в своем стиле. 

Американцы немедленно начали грозить экономическими санкциями Тель-Авиву, Парижу и Лондону, при этом демонстрируя силу шестого военного-морского флота США в средиземном море. Их санкции были серьезной угрозой, ведь в Вашингтоне находилось казначейство МВФ и Всемирного банка, в чьей поддержке очень нуждалась ослабевшая послевоенная английская экономика. Именно отказом в доступе к этим средствам угрожали американцы. 

А вот ключевой аргумент СССР был значительно проще: от имени Хрущева и министра иностранных дел Н.А.Булганина начальнику генштаба Даяну, президенту США Эйзенхауэру и премьер-министру Давиду Бен-Гуриону пришли телеграммы, так называемый Булганинский ультиматум, в котором сообщалось, что если это империалистическое безобразие не прекратится, то мы прекратим его самостоятельно, превратив ваши войска в радиоактивный пепел (предположительно это был блеф), и такой аргумент сработал.
Однако все это, а также оперативные действия ООН, создавшие специальные силы тех самых миротворцев, вынудили стороны подписать соглашение. Война закончилась ничем: Насер сохранил за Египтом Суэцкий канал, а Франция и Англия признали свое поражение. Эта точка в истории считается окончательным финалом мирового доминирования Британской империи. Последствия для остального мира оказались масштабнее. ООН, чьи войска обеспечивали мирный исход войск из Египта, приобрели новую функцию. Кризис роста нефтяных цен, произошедший во время войны, отчетливо продемонстрировал зависимость главного энергетического мирового рынка от отдельных логистических звеньев. Тогда же начались проекты строительств разных трубопроводов, на которых в последствии очень сильно заработали. После Суэцкого кризиса европейские страны были вынуждены признать свою энергетическую зависимость, и тем не менее канал останется важнейшей точкой на карте, в первую очередь для мировой торговли, которая будет терять астрономические суммы каждый раз, как например, во время арабо-израильских конфликтов в 60-70-е годы и судоходство на нем будет останавливаться. 

Кроме того, Суэцкий канал неоднократно был расширен и перестроен, с целью пропускать еще большие суда, еще больше торгового трафика. В котором теперь учувствует и Израиль, поскольку проход по каналу сегодня разрешен судам всех стран, не ведущих войну с Египтом. 

Суэцкий канал является одним из основных источников дохода Египта, наряду с добычей нефти, туризмом и сельским хозяйством. По данным Администрации Суэцкого канала, доходы от его эксплуатации в 2010 году составили 4,5 млрд долларов США, что делает его вторым по значимости источником наполнения бюджета Египта после туризма, который принёс 13 млрд долларов США. В 2011 году доходы составили уже 5,22 млрд долларов США, при этом через канал прошло 17 799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. Это частично объясняет не самую благоприятную политическую экономическую ситуацию в Египте, который попадает в ресурсную ловушку.

Суэцкий канал — это серьёзный транспортный узел, важное звено в мировой логистике. Это одно из самых знаменитых сооружений в истории. Канал пережил многие эпохи, которые вдыхали в него каждый раз новую жизнь: древнеегипетский или древнеримский расцвет, бурные 19 или 20-е века, и его активная экономическая позиция сегодня подтверждает важность и зависимость многих элементов мировой экономики от таких объектов, как Суэцкий канал.

Добавить комментарий