
Великий Чикагский пожар, также называемый Чикагским пожаром 1871 года, пожар,начавшийся 8 октября 1871 года и продолжавшийся до начала 10 октября, опустошив обширную полосу города. Эта катастрофа, унесшая жизни сотен жителей, стала одной из самых крупных в 19-м веке.
На вопрос почему все таки загорелся город, так и не появилось убедительного ответа, который выдержал бы критику. Виной всему принято считать значительную удаленность события во времени и множество спекуляций журналистов.
Предлагаем познакомится нашим дорогим читателям с самыми популярными версиями о Чикагском пожаре и о том, как сгоревший город стал одним из центральных городов Соединённых Штатов Америки.
Одной из самых популярных версий пожара считают нелепую случайность. По которой виновницей в известнейшей катастрофе истории Чикаго являлась корова. Якобы животное случайно перевернуло стоявшую в сарае керосиновую лампу. Этот рассказ пополз среди горожан и был опубликован в газете «Чикаго Трибьюн». Заметку написал журналист Майкл Эхерн, но впоследствии он признался, что сам выдумал столь занимательный сюжет.

Позднее вопросом занимался историк-любитель Ричард Бейлс, который нашел другого виновника, уже в человеческом облике. По его собственному расследованию пожар устроил тот, кто первым сообщил о нем – Дэниел Салливан. Якобы он поджег лежавшее сено, когда хотел украсть молоко в сарае.
Довольно часто с катастрофами такого масштаба находятся и люди, готовые извлечь собственную выгоду, пусть и сомнительную. Таковым оказался Луис Кон, который признался в том, что именно он спровоцировал возгорание во время партии в крэпс (популярная игра в кости). Эта версия сначала была опубликована в том же издании «Чикаго Трибьюн», а затем попала в книгу Алана Вайкса, вышедшую в 1964 году.
Действительно, кто-то мог случайно или даже намеренно поджечь сено в сарае, но для гибели огромного города этого мало. Здесь вероятно «помогли» погодные условия – по свидетельствам, осень в 1871 году была очень жаркой и сухой. Кроме того, дул сильный ветер, позволявший огню охватывать все больше построек.
В тот же день в 600 км от Чикаго, к примеру, полностью сгорел город Пештиго и больше десятка окрестных деревень. В огне погибло, по разным оценкам, 1200-2500 человек. Кстати, эта трагедия оказалась наиболее крупной для США по числу погибших, но она прошла почти незамеченной, потому что дело было в далеком Висконсине. Или кому-то было невыгодным, чтобы еще один пожар обрел общественный резонанс.
Версию о намеренном поджоге города можно косвенно подтвердить словами начальника Чикагской пожарной команды Медилл. Вот что он тогда писал:
“Когда мы получили первое сообщение о том, что загорелся один из домов, почти тут же пришла весть о пожаре, который начался в церкви Святого Павла, находящейся в двух милях от места первого пожара. Дальше тревожные сигналы стали поступать из самых различных частей города, так что мы даже не знали, где раньше гасить… Сообщения о пожарах поступали подобно лавине. Создавалось впечатление, будто сотни злоумышленников одновременно поджигали здания в различных местах огромного города”.
Интерес к данной катастрофе периодически появляется, проявляют его молодые исследователи, желающие найти истинную причину. По мере изучения материалов скапливалось все больше и больше фактов, которые разрушают общепринятые версии о возникновении пожара. Например то, что многие здания загорались изнутри, как бы самопроизвольно. Довольно необычно выглядели и повреждения, вызванные пожаром. Так, металлический стапель, одиноко стоявший на берегу реки, был фактически сплавлен в один кусок. Отчего? Ведь ближайшие постройки находились от него далеко. По зафиксированным воспоминаниям горожан, в тот вечер даже мрамор горел, как уголь, которым топят камины.
“Казалось, что горит само небо”, — прочитал исследователь Чемберлен в одной из газет.

Альтернативная теория причин катастрофы, впервые предложенная в 1882 году Игнатиусом Л. Доннелли в книге «Рагнарок: эпоха огня и гравия», заключается в том, что пожар был вызван метеорным дождем. Это было описано как “второстепенная теория” относительно кометы «Биелы». На конференции Аэрокосмической корпорации и Американского института аэронавтики и астронавтики в 2004 году инженер и физик Роберт Вуд предположил, что пожар начался, когда осколок кометы Биелы упал на Средний Запад.
Комета Биелы распалась в 1845 году, и с тех пор ее не наблюдали. Вуд утверждал, что четыре больших пожара произошли в один и тот же день на берегу озера Мичиган, предполагая общую первопричину. Очевидцы сообщали о самопроизвольных возгораниях, отсутствии дыма, падающих с неба «огненных шарах» и голубом пламени. По словам Вуда, эти отчеты предполагают, что пожары были вызваны метаном, который обычно содержится в кометах. Метеориты, как известно, не вызывают и не распространяют пожары, а после достижения земли остаются прохладными на ощупь, поэтому эта теория не нашла поддержки в научном сообществе.
Метановоздушные смеси становятся воспламеняющимися только тогда, когда концентрация метана превышает 5%, после чего смеси также становятся взрывоопасными, что маловероятно из-за метеоритов. Метан легче воздуха и поэтому не накапливается у земли; любые локализованные карманы метана на открытом воздухе быстро рассеиваются. Более того, если осколок ледяной кометы ударится о Землю, наиболее вероятным исходом из-за низкой прочности на растяжение таких тел будет ее распад в верхних слоях атмосферы, что приведет к взрыву в воздухе, аналогичному тому, который произошел от Тунгусского.

Конкретный выбор кометы «Биелы» не совпадает с рассматриваемыми датами, поскольку 6-летний период обращения кометы не пересекался с периодом орбиты Земли до 1872 года, через год после пожара, когда действительно наблюдался большой метеорный поток. Распространенной причиной пожаров на Среднем Западе в конце 1871 года считается то, что эта местность пострадала от сухого лета, так что ветры с фронта, которые двигались в тот вечер, были способны вызвать быстро расширяющиеся пожары от доступных источников возгорания, которые были в изобилии в регионе.
В результате пожара, самого известного в истории Америки, погибло около 300 человек, было разрушено около 17 450 зданий, занимающих площадь почти 9 квадратных километров, и нанесен ущерб в размере 200 миллионов долларов. Примерно треть города лежала в руинах, и такая же часть населения – почти 100 000 человек – оставалась без крова.
В то время как пожар опустошил центр города и северную часть Чикаго, скотные и лесные склады на южной и западной сторонах остались нетронутыми. Город быстро перестраивался, и к 1880 году его население достигло полумиллиона человек.

Изучая фотографии, в частности всемирной выставки 1893 года, можно увидеть величественные античные здания, фонтаны – и это всего за несколько десятков лет! То есть от малых деревянных построек небольшого поселения до античного города, сопоставимого с Санкт-Петербургом прошло меньше столетия. Общепринятая версия ссылается на активные строительные работы по восстановлению города после пожара и большие инвестиционные средства.
Эта катастрофа, унесшая жизни сотен жителей, стала одной из самых крупных в 19-м веке. Но именно он оказался катализатором превращения Чикаго в один из главных городов Соединенных Штатов Америки. На «освободившейся» земле быстро развернулось строительство новых современных зданий из камня взамен плотно стоявших деревянных построек.